С 1861 по 1917 годы из Российской империи уехало более 4,5 млн человек, из которых почти половина осела в Америке. Согласно переписи населения, в начале XX века в США проживало 1,7 млн русских эмигрантов. При этом подавляющее большинство переселенцев (почти 80%) — это члены различных религиозных течений, которых притесняли на родине, называя сектантами, раскольниками и еретиками. В их числе были старообрядцы, которые не приняли реформу Никона, представители неправославных христианских конфессий, последователи различных религиозных общин и сект.
Наказания иноверцев в Российской империи
Молокане на Кавказе.
В Российской империи духовная жизнь была тесно связана со светскими законами. Отступление от православного христианства и причастность к другим религиям считалось преступлением против истинной веры. К категории религиозных преступников относились староверы, молокане, духоборы, штундисты, скопцы, субботники и другие конфессии, которые считались сектами.
В «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных» от 1845 года вероотступничеству был посвящен целый раздел. Так, за отказ от крещения и воспитания детей в православии карали заключением до 2 лет. За переход из православного христианства в другое вероисповедание обвиненного лишали всех прав и запрещали контактировать с детьми до возвращения в веру. Если раскольник распространял «ересь» среди других лиц, его могли наказать ссылкой и исправительными работами до 2 лет.
За отвлечение от православной веры путем подговоров или принуждений были предусмотрены самые тяжелые меры исправления — телесные наказания плетьми, клеймение и ссылки на каторгу до 15 лет.
Но основной причиной массовой религиозной эмиграции были даже не уголовные наказания, а введение обязательной воинской повинности в 1874 году. Сектанты всячески отрицали солдатчину и были против войны: «Отечества на земле не знаем… стремимся к отечеству небесному, а земным не дорожим и охранять его не хотим».
2. Когда началась эмиграция старообрядцев в Новый Свет
Старообрядцы с Урала.
Эмиграция старообрядцев началась сразу после Собора 1667 года, который положил начало расколу Русской православной церкви. После него все несогласные с обновленной обрядовой традицией стали называться раскольниками, подлежали отлучению от церкви и подвергались репрессиям со стороны властей.
Целые общины старообрядцев перебирались на территорию Речи Посполитой и балканские земли Османской империи, где им была предоставлена полная свобода религиозной жизни. В Польше, Латвии, Литве и по берегам Чудского озера в Эстонии до сих пор есть поселения русских старообрядцев.
В конце 80-х годов XIX века староверы начали осваивать Новый Свет. Одними из первых в Америку перебрались русские раскольники из Сувалок (Польша) и сельских поселений рядом с Минском. Первое упоминание об эмиграции поморских староверов в Пенсильванию датируется 1888 годом.
Какие религиозные общины уезжали в Америку
Члены общины духоборов.
Одними из первых религиозных эмигрантов из России стали духоборы. Представители этой конфессии отрицают внешнюю церковную обрядовость, исповедуются только Богу и не признают внешних отличий между людьми. Брак у них не считается таинством, а все богослужения проходят в комнате. В период правления Александра I духоборов не притесняли и даже освободили их от присяги, а гонения начались уже при Николае I. В 1841 году членов этой религиозной группы высылали в Грузию и Азербайджан, в период с 1841 по 1845 годы было переселено около 5 тысяч духоборов. После того как на Кавказе ввели всеобщую воинскую обязанность, члены секты стали активно протестовать и демонстративно сжигать оружие.
Гонения со стороны властей вынудили духоборов, которые всегда были против воинской службы, эмигрировать в Канаду, где до сих пор проживают более 30 тысяч их потомков.
Меннониты — еще одно религиозное течение, последователи которого вынужденно уезжали из России. Среди меннонитов были, в основном, немцы и голландцы, которые переселились в Россию еще во времена Екатерины II. Императрица пообещала эмигрантам свободу вероисповедания и бессрочное освобождение от военной повинности. Но в 1874 году все иностранные переселенцы были признаны военнообязанными. Такое требование противоречило религиозным убеждениям меннонитов, и они решили покинуть страну. Тем не менее, Россию они не забыли, и в период Гражданской войны отправили из Америки финансовую помощь в размере 75000 долларов.
Молокане в Российской империи были отнесены к «особо вредной ереси» и тоже не хотели нести воинскую службу, поскольку это противоречило их религиозным принципам. «Ходоки», отправленные в Америку и Канаду, давали противоречивую информацию о жизни за границей. Несмотря на это, в начале XX века в общине молокан на Кавказе было принято почти единогласное решение об эмиграции в Новый Свет.
Как известные писатели помогали раскольникам с переселением
Молокане, приехавшие в Лос-Анджелес.
Стоимость переезда из России в Америку составляла около 150-200 рублей на одного взрослого человека и 50 рублей на ребенка до 12 лет. Далеко не все члены религиозных общин смогли получить заграничные паспорта. Около 40% семей имели военнообязанных сыновей, поэтому им приходилось покидать страну незаконно, пересекая границу с Турцией и Персией.
Большую часть расходов на переселение иноверцев взяли на себя писатели Максим Горький, Лев Толстой, его друзья Владимир Чертков и Петр Кропоткин, купцы-старообрядцы и представители русской интеллигенции. Чтобы потратить свой гонорар на эмиграцию молокан, Лев Толстой даже решил закончить ранее отложенный роман «Воскресение».
Чем эмигранты занимались на чужбине
Русские фабричные работницы из Филадельфии.
Русские мигранты приезжали в Америку буквально нищими. Согласно статистике за 1910-1914 годы, всего 5,3% переселенцев привезли с собой больше 50 долларов. Компактными общинами они селились в штатах Оклахома, Канзас, Северная и Южная Дакота. Значительная часть молокан проживали в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе. При этом многие представители русских религиозных групп долгое время отказывались принимать американское гражданство, поскольку считали себя «гражданами небесной империи».
В США действовали благотворительные фонды для иммигрантов, только за 1910 год русским переселенцам из них выделили порядка 400 тысяч долларов. Многие американцы были впечатлены книгой Джорджа Кеннана «Сибирь и система ссылки», в которой Россия представлялась чуть ли не воплощением ада на земле. По этой причине жители США считали, что на их «земле Свободы» русским требуется длительный период реабилитации.
Для переселенцев жизнь в Новом Свете действительно казалась раем. Например, ежемесячная зарплата чернорабочего в Америке в переводе на рубли составляла в среднем 70 р., а в России за аналогичную работу платили 15. Зарплата у американского каменщика была почти 200 рублей, а у русского — 50.
На рабочих из России в США был большой спрос, особенно в тех местах, где нужна была «физическая сила, да каторжная выносливость». Переселенцы не сидели без дела и быстро зарабатывали себе капитал на достойную жизнь.
Около 70% русских эмигрантов в США занимались земледелием и разведением скота, примерно 20% были рабочими, 10% выбрали сферу торговли и обслуживания.
В Нью-Йорке в то время действовала «Русско-американская колониальная компания», собиравшая и распространявшая информацию о свободных землях Нового Света с полным описанием климатических условий. Русские общины, накопившие достаточный капитал выкупали свободные участки, создавая там небольшие поселки.
Комментарии (0)