1 июля 1969 года — день, когда в Дании сняли все запреты на производство и распространение порнографии. Подвижки к открытию новой страницы в сексуальной революции на экране, которую развязала Скандинавия и Швеция в частности, появились задолго до этого.
Борьба с цензурой началась в Дании еще в XIX веке: в 1849 году вышел закон, запрещающий печатную цензуру как таковую. Но все же ограничения всякого рода имели место еще больше ста лет. Так, еще в середине 60-х годов XX века в Дании предметом судебных разбирательств стала публикация английского романа 1748 года — «Фанни Хилл» Джона Клеланда. Это одно из первых известных и неанонимных произведений эротико-порнографического характера в истории, давно ставшее классикой литературы. Либеральные датчане понимали, что запрещать такие древние тексты уже довольно странно (хотя в России, в силу понятных причин, первый перевод вышел лишь в 1993 году), и решили пересмотреть свои законы.
«Фанни Хилл», иллюстрация из издания 1766 года.
В результате в 1966 году году были сняты все ограничения, касающиеся печатного слова: теперь писать и публиковать можно было о чем угодно. В 1967 году датские политики собрались еще раз, на этот раз чтобы решить вопрос с изображениями порнографического характера — и пришли к выводу, что они не оказывают негативных эффектов на психологически стабильных взрослых людей.
Порнографическая пресса не то что заполонила полки магазинов: объемы и спрос были таковы, что предприимчивые датчане быстро выделили для них отдельные магазины. В полуподпольных студиях полным ходом шли эротические и порнографические съемки — как фото, так и еще не совсем законного видео. О том, насколько глубоко страна окунулась в атмосферу сексуальной вседозволенности, можно было судить по кинематографу, причем далеко не подпольному.
Габриэль Аксель был виднейшим датским режиссером середины XX века. В 1967 его фильм «Красная Мантия» был отмечен специальным призом в Каннах, а позже, в 87-м, он еще получит «Оскар» за лучший зарубежный фильм — «Пир Бабетты». Все это кино не имело никакого отношения к порнографии, но сразу после успеха в Каннах он живо заинтересовался этой щекотливой темой — хоть и не получил привычной поддержки местного фонда кино.
Результатом стал фильм Det kære legetøj, более известный как Danish Blue (а также Sex and the Law). Наполовину постановочное, наполовину документальное кино с разных сторон рассматривало феномен снятия запрета на порнографическую продукцию в Дании. Через весь фильм проходит сюжетная арка в зале суда: обвинение, защита и судья пытаются прийти к выводу — нужно ли запрещать порнографию, и вредна ли она для общества? В промежутках Аксель обращается к разным участникам дискуссии — от полиции и священников (они не одобряют), до врача (он не считает, что порнография вредит), а также рядовых потребителей и производителей порнографии. Например, Аксель пригласил актрису Гурли Ташнер, ранее отсидевшую несколько месяцев за незаконные съемки порнографического характера, и предложил ей объяснить суть своей деятельности. Аксель даже показывает процесс таких съемок, но более любопытны другие эпизоды. Так, в фильме отмечается ханжество обывателей, жестко осуждающих порнографию или считающих ее «нелепой», но не чурающихся при первой возможности хватать женщин за ляжки.
Также Аксель снимает интервью с прохожими на улице, где их расспрашивают про отношение к порнографии.
Или разыгрывает сценки в местных порномагазинах — в одной их них солидный мужчина покупает журналы ДЛЯ ДРУГА.
В целом фильм имел оправдательный тон. Несмотря на это, а также на присутствие обнаженки в кадре, он практически не подвергся запретам в Европе и США. В Дании к нему вовсе отнеслись как к чему-то устаревшему. Хотя принятие закона о полной отмене порнографии было еще впереди, оно уже считалось будто решенным делом. Утверждалось, что фильм вышел недостаточно провокативным и уже далеко не злободневным. «Аксель доблестно срывает покровы с уже голых, позволяет говорить людям о том, о чем они и так давно уже говорят, и расчищает для порнографии путь там, где она уже давно прошла», — отмечал один из кинокритиков.
В 1968 году в Дании сменился министр юстиции — им стал Кнуд Цеструп. Джек Стивенсон в своей книге Scandinavian Blue замечает, что несмотря на происхождение из семьи консерваторов, и свой возраст — Цеструпу было уже 68 — его взгляды совпадали со многими прогрессивными датчанами. Он верил, что в порнографии преобладает эстетическая составляющая, и не считал возможным вмешиваться в частную жизнь граждан; также Цеструп считал, что всевозможные запреты только привлекают внимание к тем или иным произведениям. «В своей речи Цеструп заявил, что «Фанни Хилл» едва ли стала бы такой популярной книгой, не окажись она в центре стольких судебных разбирательств», — пишет Стивенсон. Поправки Зеструпа, подразумевавшие отмену запрета на порнографические изображения в кино, поддержали 125 голосовавших из 150, и 1 июля 1969 года они вступили в силу.
Кнуд Цеструп
Новый закон вызвал протесты по всей стране. Их возглавили религиозные деятели. Пастор Кристиан Бартольди заявил, что «его прихожане вскоре утонут в выгребной яме морали». В сентябре 69-го группа христианских активистов из Западной Ютландии, называвших себя «Враги Порно», установила в одном из парков Копенгагена надгробный камень с такими словами:
«Здесь покоится датская порядочность
Задушенная летом 1969 года
Она восстанет вновь
Когда люди придут в себя»
Еще до установления новых законов датская столица уже имела репутацию настоящего Города грехов, сравнимого с Амстердамом. В том же 1969 году в Норвегии вышла картина Himmel og helvete («Рай и Ад»): по сути, это был скандинавский вариант фильма
Himmel og helvete целиком доступен в оригинале на Youtube.
В октябре того же 1969 года, через месяц после «похорон» датской порядочности, братья Йенс и Петер Цендеры (Theander) устроили первую в своем роде порновыставку — «Секс-69». Сотни журналистов и тысячи посетителей, заплативших за вход (по разным оценкам их было от 50 до 100 тысяч человек), ознакомились с последними (а по сути — первыми) достижениями порноиндустрии от 50 участников. Цена 10-минутного цветного фильма на 8-мм пленке с учетом инфляции доходила до 2 тысяч долларов.
Как пишет Джек Стивенсон в своей книге, к тому моменту датская порноиндустрия стала второй экспортной отраслью после сельского хозяйства. Из всех скандинавских стран Дания ближе всех соприкасалась с остальной Европой благодаря общей границе с Германией. «Западнее, у Северного моря, деревушки Лейдерсхолм и Рудбель неожиданно для себя оказались на переднем краю порнографической революции. На одной стороне дороги по обыкновению колосилась рожь и росла кукуруза, а на другой — датской — раскинулись будто цирковые афиши с голыми женщинами, и всюду стояли палатки с сексуальными принадлежностями всех видов».
Всего через три года, в 1972-м, с выходом «Глубокой глотки», порноиндустрия начнет свой путь в США. Но нельзя сказать, что другие страны в едином порыве поддержали скандинавов. Если Скандинавия была относительно готова к этой волне вседозволенности, в той же Италии, по словам Стивенсона, за два месяца 1969 года полицией было конфисковано более 100 тысяч порнографических журналов, отправленных почтой.
Петер Цендер — организатор первой порновыставки и основатель студии Color Climax, один из героев порноиндустрии 60-х. Правда, героев не положительных.
Cамой Дании еще предстояло пострадать от неминуемой темной стороны вседозволенности. Братья Цендеры, организаторы выставки «Секс-69» и основатели студии Color Climax, как выяснилось впоследствии, пользовались полученной свободой на полную катушку. Долгое время в датских законах не было четко прописано ничего касательно детской порнографии — и по факту она была разрешена. Поэтому Цендеры не брезговали привлекать для съемок подростков; на то, что было и есть совершенно неприемлемо для всего цивилизованного мира, в Дании закрывали глаза. Всю дикость ситуации датчане в полной мере осознали лишь в 1980 году, и законодательно запретили детскую порнографию. Так рано начавшая свой путь к сексуальной раскрепощенности, Дания зашла слишком далеко — но к счастью, начала притормаживать.
Комментарии (0)