Бизнес-психолог рассказывает, как объяснять детям элементарные схемы зарабатывания, накопления и траты денег.
123RF/legion-media.ru
Согласно исследованиям, дети, начиная с трех-четырех лет уже способы понимать элементарные финансовые схемы: дал деньги – получил игрушку, если денег не хватает – желанную игрушку купить нельзя, надо подкопить. Уже к школьному возрасту ребенок в состоянии составлять свой бюджет, разбираться в стоимости базовых продуктов и понимать, что значит экономить в счет будущей долгожданной покупки.
Как и в любом вопросе воспитания, важную роль играет личный пример, а именно – как к покупкам и деньгам относитесь именно вы: выбираете ли самые дешевые продукты, тратите без разбора после получения зарплаты, планируете расходы в зависимости от важных покупок и умеете ли копить. В школе этим знаниям не учат, а родители далеко не всегда придают этому большое значение: они как-то же научились. А зря, ведь вопросы финансовой грамотности и бережливости должны объяснять ребенку именно родители.
Важным этапом на пути к финансовой бережливости ребенка является понимание того, что такое деньги, как их можно заработать, что на них можно купить и как быть, если есть одна сумма, а желаемое стоит гораздо больше. Всю эту цепочку ребенок должен понимать, и как мы уже говорили выше, дети с раннего возраста готовы воспринимать и усваивать эту информацию. Если ребенок уверен, что деньги – это константа и прикладывать усилий к их получению не надо, все будет покупаться по первому требованию, тогда большая вероятность, что: а) ребенок вырастит неблагодарным б) избалованным в) транжирой.
Дети часто просят новые игрушки, и разумным вариантом будет предложить ребенку самостоятельно приобрести желаемую вещь, накопив на нее с вашей помощью. Например, заработать за какие-то достижения или внеочередную помощь по дому. Разобрать захламленный балкон или прополоть грядку на даче, которая сильно заросла.
В этот момент ребенок понимает, что сам ответственен за свою покупку и только от его усилий и желания зависит результат. Кроме того, отношение к этой игрушке будет бережнее, ведь на нее накопил он сам, а ее не принесли по первому зову. В отношении детей, которые не знают счет деньгам, хорошо работает правило, что выданный лимит был дан на определенный период, а значит следующий транш появится только через неделю/месяц. Важная задача родителя в этом случае четко придерживаться правила и не жалеть, подкидывая еще денег. Потратил все – это твой выбор, весь следующий период ты будешь без карманных средств. Такой подход достаточно быстро учит детей распределять свои финансы и не тратить все в первый же день.
Самое важное, что должен понимать ваш ребенок, что деньги – это плата за труд. Что они достаются вам за работу, а иногда и за очень тяжелую. Ребенок должен понимать слова: «слишком дорого», «в этом месяце у нас нет возможности это купить». И задача родителя, чтобы чадо в этот момент не билось в конвульсиях на полу магазина, а понял, что у мамы или папы нет денег на очередную игрушку. Для этого с детьми надо обсуждать финансовые вопросы, а не создавать иллюзию красивой жизни, где все достается просто так.
Комментарии (2)