Уже много лет знаменитый карьер «Мир» стоит заброшенным. В наше время, разработка кимберлитовой трубки (именно она содержит в своём теле алмазы), идёт закрытым способом. Человек, в погоне за алмазами, вгрызается в недра всё глубже и глубже.
1.
Визитная карточка Мирного – карьер Мир, местные его ласково называют Большая Дыра. Цифры не так впечатляют, как само зрелище! Диаметр этой дыры около 1200 метров, а глубина, чуть больше 500 метров. На дне этой дыры, до сих пор плещется кислотное озеро, и говорят, что даже в самые жуткие морозы, оно не замерзает! Трудно представить себе, что там за бульон такой, что в -50 не замерзает.
Возле карьера есть специальная смотровая площадка, с неё открывается уникальный, и завораживающий пейзаж на дыру (звучит то как!). Если внимательно посмотреть на стены карьера, видно, что стены уже давно поплыли. Во многих местах, где когда-то была дорога, теперь просто склон. Природа старается затянуть огромную рану на теле земли, но понадобиться не одно столетие, что бы эта рана затянулась.
Пролетая над Мирным, я видел из иллюминатора всего лишь часть огромной воронки.
2.
Путешествие в недра земли.
Что бы отправиться на шахту, надо сперва пройти лекцию по технике безопасности. И это не пустые слова. На шахтах довольно часто происходят ЧП, и периодически, гибнут люди. Через день, после того как мы спускались в шахту, уже в Якутске, нам рассказали, что в соседней шахте погиб рабочий.
3.
После инструктажа, переодеваться. Нам выдают специальное термобельё и чистенькую хэбэшку, на ноги толстые носки и резиновые сапоги. Головной убор – классическая каска. Нам показывают схему рудника. И небольшое уточнение, мы спускались в шахты рудника Интернациональный. Каждому был выдан фонарь, и специальный тубус, в котором прибор для дыхания. Это на случай, если в шахте случится завал и не будет возможности покинуть рудники. С нами несколько сопровождающих.
Пока идём по коридору, читаем надписи. Возможно, кому-то они помогут сконцентрироваться на работе, и вернуться домой. Работа в шахте опасна в первую очередь из-за газа, и если прозевать его появление, будет большая беда.
4.
В шахту можно попасть только на лифте. Недавно лифт чинили, можно сказать, его сейчас только закончили обкатывать, шутят ребята. Всё вокруг необычно настолько, что, в общем-то, не страшно. Но если кто страдает клаустрофобией, в шахту лучше не соваться.
Кстати, лифт двухэтажный. Он рассчитан на смену, а нас явно меньше, и мы вольготно устраиваемся вдоль стен. Закрываются двери, лифт дёргается, и начинает стремительно погружаться вниз... Жуть!
5.
А вот и наша отметка. Насколько я понял, мы ниже 500 метров, но не на самом дне. Там идут подготовительные работы для разработки кимберлитовой трубки. Информации вываливается невероятно много, это происходит в очень сжатые сроки (нам выделили всего час на "экскурсию" и очень хочется посмотреть всё). От впечатлений и увиденного не сложно потерять голову. Кстати, давление внизу поменялось, я лично это почувствовал. Под конец нашего путешествия мне, и ещё паре человек, было не совсем хорошо.
6.
По дороге встречаем новую смену. Мы смотрим на них с некоторым любопытством и удивлением, встреча неожиданная. А они на нас, как на зелёных человечков – нечасто сюда спускаются журналисты! Тем временем, журналисты врассыпную, есть пара минут, что бы сделать несколько портретов и надо идти дальше. Наш режим передвижения по шахте очень сильно смахивал на военную операцию. Всё чётко, быстро и по делу!
7.
За этой дверью начинается ШАХТА. То есть, мы уже давно в шахте, а за дверью, уже разработка и сама кимберлитовая трубка. Кстати, на нашем пути проходим не одну такую дверь. И они просто так не открываются, иногда надо позвонить диспетчеру, что бы нас пропустили. Разумеется, тут нет сотовой связи, работают только проводные телефоны.
8.
9.
10. Проходим огромное помещение, тут что-то вроде ремонтного цеха. Вот эти штуки на полу, это "буровые насадки", ими вгрызаются в тело кимберлитовой трубки.
11. Этим самосвалом отгребают алмазоносную руду... Объёмы-то какие!
Вот это шины! Ничего подобного в жизни не видел! Кстати, вся техника, используемая в шахте, создана именно для работы в таких условиях. Обычную машину, тут нельзя использовать, нет специально защиты. Вероятность, что появится газ, всегда есть, и малейшая искра может привести к взрыву.
12.
После ремонтного цеха нашему взору открывается обыкновенная русская дорога! Идти до трубки пешком далеко, и не очень удобно, тем более по такой жиже, хоть и в резиновых сапогах. И нас приглашают в специальное такси. Очень жёсткое такси, без всяких кожаных кресел и мягкой подвески.
13.
14. Пока едем, сквозь гул двигателя слушаю, что нам рассказывает Владислав Кандыба. Вся эта подземная экскурсия стала возможна только благодаря ему.
А это, дамы и господа, та самая руда, в которой должны быть алмазы! Стоило только сказать об этом, как все кинулись к россыпи, и давай копаться там. А так, и не обратили бы внимания, и прошли мимо. Вспомнился рассказ про иностранцев, судя по всему ребята не пошутили, рассказывая, как те копались в грязи, и среди камней искали алмазы!
15.
И вот, мы добираемся до буровой установки, за ней находится трубка с алмазами. Протискиваюсь в узкую щель, и вижу влажную стену, это и есть та самая кимберлитовая трубка. Холодная и липкая от грязи (глины), и если не знать что в ней алмазы, так просто стена, и всё.
16.
17.
Нам пора обратно. После такси, небольшая прогулка до дверей шахты. На полу лежат новые рельсы. Их завозят вниз, всё тем же лифтом, и потом вручную строят железную дорогу. В шахте, много чего приходится делать вручную. Это мы ещё не видели, как готовят шахту, перед тем как туда смогут проехать машины. Надо укреплять стены, потолок, провести вентиляцию, электричество. И всё время, не забывать о безопасности.
18.
19.
Комментарии (1)