Еще совсем недавно пакет с пакетами был в каждом доме и его можно было считать символом устоявшегося домашнего быта и благополучия. Считалось, что если есть пакеты, значит в них что-то принесли, а это уже неплохо. Сегодня этот артефакт встречается реже, но вовсе не из-за падения нашей покупательской способности. Просто мы стали иначе относиться к пакетам и для многих он из друга и помощника превратился в настоящего врага.
Что было в «дополиэтиленовую эру»?
До появления всевозможных пакетов человечество обходилось самыми разными видами упаковки и тары. Продукты, материалы и отходы транспортировали в мешках, бумажных свертках, корзинах, тачках, лотках и телегах. Иногда использовали даже подол, то есть нижнюю часть женского платья — в ход шло все, что можно наполнить и удержать.
Еще в середине 20 века в бумажном пакете могли продать что угодно, кроме жидкостей
В начале 19 столетия произошел серьезный прорыв в индустрии упаковки. Беспокойные англичане, непрерывно что-то изобретавшие, создали бумажные пакеты. Потом им стало этого мало и они модернизировали свое детище, сделав пакет с плоским дном, называемый сегодня по-модному «крафтовым».
Походы в лавку стали более приятными и результативными, ведь в пакете всегда можно унести больше чем в кульке, карманах или подоле. Потом кто-то догадался приделать к английскому изобретению ручки и шопинг стал более продуктивным. Теперь можно было взять в каждую руку по полному пакету, а при необходимости повесить еще по одному на сгибы локтей.
Развитие торговли потребовало свежих решений в упаковочной индустрии
Рады были и приказчики лавок и бакалейщики — покупать стали больше, а кроме этого, на пакете можно было разместить рекламу. Но у бумажных пакетов было несколько серьезных недостатков — недолговечность, отсутствие влагостойкости и быстрая потеря товарного вида. По сути, эта упаковка была одноразовой, ну или рассчитанной на 2−3 применения.
Его Величество полиэтилен
В конце 19 века бумажные пакеты безраздельно царили в торговле и быту и никто не заметил, что в лабораториях ученых рождается мощный конкурент. Химики изобрели полиэтилен, а потом и целлофан, но про использование новых материалов в качестве упаковки пока не могло быть и речи. Новые вещества были так дороги в производстве, что в них можно был упаковывать разве что бриллианты.
Эра полиэтиленовых пакетов началась только в 1950-х годах, когда полимерный материал научились производить массово. В Великобритании как раз началась эра супермаркетов и новинка, которой более полувека не могли найти достойного применения, оказалась очень кстати. Но первые пакеты из полиэтилена не предназначались для покупателей — в них хранили товар, чтобы он не портился. Для переноски продуктов такая упаковка не годилась из-за низкой прочности.
Общедоступными пакеты стали в американских универсальных магазинах — находчивые янки нашли способ сделать полиэтилен стойким к разрыву и растяжению. Разумеется, следующим важным шагом было изобретение способа нанесения на полимерную упаковку рекламы, ведь в США иначе быть не могло.
Появление пакетов в СССР
Когда весь мир, цивилизованный и не очень, уже вовсю ходил в магазин с полиэтиленовыми пакетами, в стране победившего социализма, как в конце 19 столетия, безраздельно царил бумажный пакет. Хотя нет, советским гражданам переносить тяжелые покупки помогали еще
Настоящие раритеты тех лет ценители могут приобрести на торговых площадках и интернет-аукционах даже сейчас
Первые пластиковые пакеты появились в СССР в 70-х и сразу же стали… символом красивой жизни. Страна, строившая ракеты, атомные ледоколы и гиганты металлургии, не производила потребительскую полимерную упаковку, как, впрочем, и много чего еще. Полиэтиленовые пакеты попадали в страну в багаже счастливчиков, которым удалось побывать за рубежом, ну и еще с моряками, «ходившими в загранку».
Пластиковый пакет, особенно с броским цветным рисунком, стал статусной вещью. Совершенно ясно, что если гражданин ходит с пакетом, то или он сам или его родные и друзья побывали «там». Пакеты стали ходовым товаром у фарцовщиков. Американцы и англичане были бы удивлены, узнав, что за обычный пакет с рекламой Marlboro советский человек мог отдать 25 рублей, то есть четверть средней советской зарплаты.
Эти ручки помогали реанимировать абсолютно безнадежный пакет
Пакеты берегли и лелеяли, но они все равно рано или поздно теряли внешний вид и даже рвались, доводя своего владельца до отчаяния. Находчивые «хомо-советикусы» выходили из положения как могли — дыры в полиэтилене запаивали утюгами и даже штопали, а чтобы разгрузить самое слабое место изделия — ручки, внутрь помещали те самые авоськи.
Появились и советские «ноу-хау» — накладные пластмассовые ручки, производство которых быстро освоили подпольные цеховики и даже некоторые государственные предприятия. Используя всевозможные уловки, пакеты эксплуатировали годами, ведь даже ужасное, затертое до предела изделие выбросить не у каждого хватало духа.
Сейчас некоторые острословы шутят, что именно с полиэтиленовых пакетов начался закат СССР. Граждане продались за пакеты и вынесли свою страну в них прямо на свалку истории. Вполне возможно, что в этой шутке лишь доля шутки, ведь пакеты на самом деле стали первыми доступными рядовому гражданину Союза продуктами «загнивающего капитализма».
От любви до ненависти…
Сейчас можно уверенного утверждать, что лучшие времена полиэтиленовых пакетов остались в прошлом. Даже самые привлекательные образцы этой упаковки очень скоро оказываются скомканными в укромном углу кухни или коридора. Оттуда их извлекают вовсе не для пафосного променада с девушкой по улице, как в 80-х, а для того, чтобы нагрузить отходами и вынести на мусорник.
Наступает ренессанс тряпичных сумок и винтажных «авосек»
Дежурную фразу кассиров и продавцов «Пакет нужен?», которая тридцать лет назад звучала бы как музыка, мы вообще пропускаем мимо ушей. Крупные торговые сети, продавая пакеты за гроши, зарабатывают на них миллиарды, абсолютно не заботясь об их дальнейшей судьбе.
А между тем пакет из друга постепенно превратился во врага и душегуба. Планета задыхается от полиэтилена и во многих странах, например, в Кении, за ввоз полиэтиленового пакета можно схлопотать тюремный срок. В России в 2019 году запретили раздавать в магазинах пакеты бесплатно, а Англия и Германия ввели на них запрет в торговле, допуская использование лишь в качестве емкости для мусора.
Пластик разлагается в природе до 1 000 лет, поэтому даже наши правнуки имеют неплохой шанс увидеть самый первый выпущенный на нашей планете пакет. С тем же рвением, с каким ученые в начале 20 века старались сделать пакеты прочными и долговечными, современные гении химии работают над поиском достойной замены этой упаковке.
Будущее за биоразлагаемыми материалами и… снова бумажными, но созданными из вторичного сырья. В моду опять входят авоськи и хипстерские холщовые сумки и кто его знает, может вскоре вернется в обиход и подзабытое слово «подол».
Комментарии (2)