Первым делом, конечно, вспоминается новость из 2018 года, когда Банк Венгрии за две недели октября за 1,24 млрд долларов приобрёл разом 28,4 тонны золотых слитков. «Это вам зачем столько, венгры?» – удивилась Европа. «В хозяйстве пригодится», – ответила Венгрия.
Но нет, паровоз – новая работа скульптора Габора Сюке – напоминает об истории менее радостной.
В конце войны, в 1945 году, уже при Салаши, работники Национального банка вывезли в Австрию золотой запас страны – чтобы не достался ни уходящим немцам, ни наступающим русским. Попало в результате к американцам. В 1946 году золото вернулось – все, пишут, тридцать тонн: 2696 золотых слитков и 40 мешков монет.
Причём выражение «Золотой поезд» относится по крайней мере к двум таким операциям.
Второй поезд, иногда называемый Werfen Train, по имени городка в районе Зальцбурга, куда он в конце концов прибыл 16 мая 1945-го, в октябре 1944 года увозил из Венгрии награбленное имущество евреев. Там тоже было золото, антиквариат, драгоценности, 1560 сундуков столового серебра, 3000 штук ковров, около 10 000 часов, около 100 картин, фарфор, шубы, коллекции марок и кружев, фотоаппараты, патефоны. Поезд тоже ушёл в Австрию, причём по пути его пытались грабить то нацисты, то салашисты, то сам главный приставленный к этому грузу офицер.
В Австрии многие предметы из поезда переместились в дома, занимаемые высшими офицерами американской армии. Описи, накладные – не до того. Вернуть владельцам? На одном из ящиков, пишут, сохранялась надпись «Klein M. Budapest VII. Whistle» – наш район как раз.
Но о том, чтобы искать собственников – да и живы ли они? – речь не заходила вовсе. Дальнейшая судьба содержимого этого поезда сложна и запутана. Что-то было продано в США с аукционов, что-то так и осело у американских военных, что-то отошло австрийским – но не венгерским – еврейским общинам, кое-что из хорошо задокументированных предметов, вроде картин из музея Дьёра, вернулось на место, и только две еврейские семьи, пишут, получили назад хоть что-то.
Общая стоимость содержимого этого «Золотого поезда» оценивается так: не менее 6,5 миллионов долларов по ценам 1944-1946 годов, что сегодня (точнее, в 2001 г.) примерно равно 65 миллионам долларов.
Комментарии (0)