У Ника и Эми – юбилейная годовщина
супружеской жизни. Утром этого знаменательного дня Эми бесследно исчезает. В опустевшем
доме остаются следы борьбы и кровь, местонахождение женщины неизвестно, а
подозрение спустя время падает прямиком на её раздавленного горем супруга...
«Исчезнувшая» (2014) Дэвида
Финчера, поставленная по роману бывшей тележурналистки Гиллиан Флинн и
спродюсированная актрисой Риз Уизерспун, прежде всего, история о семье или,
если точнее, о важности семьи, в которой есть любовь. По сюжету, мать Ника умирает
от рака, нелюдимый отец доживает дни в доме престарелых, и единственная опора героя
из числа кровных родственников – сестра Марго, поддерживающая его несмотря ни
на что в самые трудные времена.
У Эми нет ни сестёр, ни братьев, зато
есть здравствующие родители, которых она, похоже, втайне ненавидит за украденное
детство, ведь её идеальное книжное альтер-эго, известное всей Америке под
именем Супер-Эми, всегда было на шаг впереди – лучше, успешнее, любимее
прототипа. При таком рассмотрении Эми – глубоко травмированный человек, бледная
тень вымышленной сестры, всячески маскирующая, но остро осознающая своё принципиальное
несовершенство.
«Исчезнувшая», реж. Дэвид Финчер Кадр из фильма
«Исчезнувшая» – фильм о тяжести
брака, стартующего за здравие и финиширующего за упокой в огромном количестве
семей по всему миру. История Ника и Эми на раннем этапе развивается подобно
сладкой сказке. Лавстори под сахарную бурю на заднем дворе пекарни, страстный
секс везде где можно и нельзя, романтическое предложение руки и сердца на
глазах у ошеломлённых журналистов – всё идёт слишком хорошо, чтобы быть
правдой. Но ничто в жизни не бесконечно, супружеское счастье – в том числе, а
потому стоит нагрянуть экономическому кризису и безработице, как брак, ещё
совсем недавно казавшийся таким прочным, вдруг начинает лететь под откос.
Опасная трясина под названием «бытовуха» засасывает героев, некогда поклявшихся
друг другу не превращаться в презираемые ими пары, в которых нет любви, судьба
испытывает их чувства на прочность, и те… не выдерживают. Ника охватывают интриги
на стороне и апатия, Эми – паранойя и психоз, что приводит к тяжёлым
последствиям для каждой из сторон, ведь если один из супругов несчастлив и
знает себе цену, с чего бы ему соглашаться на счастье другого? Эми,
характеризуя трагическую природу брака, цитирует дантевское «оставь надежду,
всяк сюда входящий», но не менее точно к случаю подходит хрестоматийный вопль
Карандышева: «Так не доставайся ж ты никому!»
«Исчезнувшая», 2014, реж. Дэвид Финчер Кадр из фильма
В этом смысле «Исчезнувшая» –
фильм об уязвленной женской гордости, ущемлённом женском достоинстве, история страшной
обиды, помноженной на горе от ума. Молодая интеллектуалка с гигантским
потенциалом, добровольно отдавшая лучшие годы браку, вдруг обнаруживает себя безнадежно
прозябающей в чужом захолустье – преданной, использованной, ненужной. Что может
быть страшнее подобного открытия?
Из последнего обстоятельства
напрямую вытекает ещё одно: «Исчезнувшая» – фильм-головоломка, игра, в которой герои играют друг с
другом, а авторы – со зрителем. Неслучайно, пожалуй, больше всего из
финчеровских работ эта картина напоминает подзабытый ныне одноимённый триллер
(1997) с Майклом Дугласом и Шоном Пенном. Даже знакомство Ника и Эми снято не в
виде стандартного флирта, но в формате интеллектуального соревнования. Конверты
с подсказками, посредством которых злоумышленник водит следствие за нос,
хитроумный план похищения и продуманная до мелочей конспирация – всё это составные
части одной большой игры, где героям и зрителям предстоит основательно пораскинуть
мозгами, а ставки – впрочем, как и всегда у Финчера – не на жизнь, а на смерть.
«Исчезнувшая» помимо прочего кино
о силе массмедиа, манипулирующих толпой. Режиссёр наглядно, не чураясь
карикатуры, демонстрирует, как многомиллионная публика с жадностью проглатывает
любую лапшу, если та подана достаточно убедительно, и легко переключается с
одной жертвы на другую – стоит только кукловоду умело потянуть за нужные
ниточки и расставить акценты. В картине, вышедшей в прокат в 2014-м, под
раздачу попадают по преимуществу низкопробные телевизионные ток-шоу, но и сегодня
массовое зомбирование аудитории не потеряло актуальности: в наши дни всё то же
самое с полным правом применимо и к интернет-аналогам «жёлтых» телепередач.
«Исчезнувшая», 2014, реж. Дэвид Финчер Кадр из фильма
Наконец, «Исчезнувшая» – кино о
времени. Жуткий по своей сути пролог, повторенный с продолжением в эпилоге; календарные
титры, неусыпно отсчитывающие дни после исчезновения Эми; нелинейное
повествование, при котором действие то и дело плавно откатывается в прошлое и резко
возвращается обратно; огромное количество монтажных затемнений, в которых
спрятаны вырезанные куски экранной жизни персонажей – каждый из этих приёмов
работает на общую идею: в искусстве жонглировать временем можно как угодно, там
оно всецело подвластно человеку, но в реальности отмотать назад и переиграть
заново совершённый поступок нельзя, время необратимо.
Как справедливо замечает однажды
Эми, «когда два человека любят друг друга, а брак у них не складывается, это
настоящая трагедия». Что и говорить, учитывая вышесказанное, у киношных героев
Финчера получилась, мягко говоря, очень нетривиальная перезагрузка их многострадального
брака. Давайте условимся, что в нашей с вами жизни до такого лучше не доводить:
уж слишком высокой оказывается цена за этот сомнительный рестарт.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)