«Холодное золото»: якутский вестерн по реальным событиям и в традициях советского кино
14:20 06 июля 2022
Якутия, Великая Отечественная война, золотая лихорадка, кровавые перестрелки и заснеженная тайга – каким получился новый фильм молодого режиссера Петра Хики?
«Холодное золото», реж. Петр Хики Кадр из фильма
16 июня в российский прокат вышел военно-исторический фильм «Холодное золото». Это далеко не первый якутский фильм, который выходит в широкий прокат – вспомнить хотя бы недавний успех картин «Пугало» или «Иччи». Разбираемся, удалось ли режиссеру Петру Хики повторить успех своих коллег, и рассказываем, кому может понравится его новая работа.
Основано на реальных событиях
«Холодное золото», реж. Петр Хики Кадр из фильма
1942 год, южная Якутия. Страну терзает война. И пока на фронте идут ожесточенные бои, в тылу тоже неспокойно. Повсюду орудуют банды головорезов, беглых зеков. Но главной проблемой для Алданского отдела НКВД становится банда Саввы Попова. По слухам, Попов задумал военный переворот на Дальнем Востоке и теперь копит золото и вербует бойцов в свой отряд. Банда грабит золотые прииски, убивает мирных жителей и, судя по всему, планирует союз с японскими милитаристами. Чтобы выяснить, что задумал Попов, в тайгу отправляется небольшой отряд НКВД под руководством старшего лейтенанта Карасева.
Эта история не просто удачная идея сценариста. Большая часть фильма основана на реальных событиях. В 1942 году в Якутии и правда было множество бандитов, которые нападали на золотые прииски, грабили деревни и были настроены против советской власти. Прототипом Саввы Попова стал 50-летний эвенк Егор Павлов, бывший председатель колхоза. Он, как и многие в то время эвенки, бежал в леса, думая, что немцы скоро победят. Но после недолгих скитаний он сколотил банду из восьми человек и решил воевать против Советов. После удачных налетов численность его банды росла, и вскоре на него обратили внимание сотрудники НКВД.
Вестерн или советская классика?
«Холодное золото», реж. Петр Хики Кадр из фильма
Вооруженные бандиты, которые охотятся за золотом; бравые стражи порядка, которые идут по пятам негодяев; перестрелки; погони; природный размах – ну чем не описание классического вестерна? Да, только вот дело происходит не в Америке, а на просторах Якутии. Вместо индейцев здесь эвенки, вместо лошадей – олени. А вместо палящего солнца стоит звенящий мороз. Да, это вестерн (термин «истерн» нарочно избегаем), просто снят он не на Диком Западе, а в Якутии.
Помимо американской классики в стиле вестерн режиссер явно вдохновлялся еще и советским кино. Сюжет, может быть, и тяготеет к западным традициям, но манера воплощения однозначно наша. Не будет экшен-сцен или стремительных погонь, не будет и театрального ковбойского пафоса, зато на своих местах здесь – старый добрый рукопашный бой и тюремный жаргон.
Чистый вестерн – это динамика, приключение и зачастую там нет времени на то, чтобы говорить о чувствах, о чем-то высоком. А вот советские фильмы как раз больше про людей. Они не всегда зрелищные, но всегда со смыслом. Так, например, Карасев не просто бездушный охотник-НКВДшник, а живой человек, который переживает за сына на фронте. «Холодное золото» сочетает в себе черты этих разных кинотрадиций. Отсутствие динамики компенсируется избытком моральной составляющей. Ведь это кино о войне, о людях в условиях войны.
Еще одно лицо войны
«Холодное золото», реж. Петр Хики Кадр из фильма
Сложно сказать, сколько снято фильмов на военную тематику. Тема эта болезненная, но мощная. Мы привыкли видеть истории про героев, которые бросаются грудью на амбразуру, терпят пытки и жертвуют собой ради товарища. Это танки, окопы, снаряды… Другие военные фильмы – те, что про тыл, – тоже все похожи между собой как родные братья. Там всегда много женщин (волевых и стойких), много труда и много надежды. И с каждым разом все труднее не повторяться в этим паттернах, все сложнее сделать фильм оригинальным.
В этом смысле «Холодное золото», конечно, просто глоток свежего (морозного) воздуха. Это еще одна ипостась войны, которая не часто обнажается – враги внутри. И пусть фильм нельзя назвать остросюжетным, он не держит в напряжении, но он все равно любопытный. Старые раны рассматриваются с другой стороны. Поклонники военного жанра будут довольны.
Многое в фильме предсказуемого – но это даже хорошо. Конечно, наши победят. Конечно, от судьбы не убежать. Но разве не так должен заканчиваться фильм о героях?
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)