Как справедливо заметил Сергей Реутов, автор книги «Легенды бандитской Одессы», Григорий Котовский, которому посчастливилось превратиться из преступника в героя, неоднократно фальсифицировал многие факты из своей биографии. И это неудивительно: Котовскому хотелось выглядеть благороднее и эффектнее, чем он был на самом деле. Недаром историк Виктор Савченко называет красного командира «нарциссом».
Дворянское происхождение
Как утверждает Виктор Савченко, автор книги «Котовский», Григорий Иванович Котовский неоднократно указывал в анкетах на свое аристократическое происхождение. Герой гражданской войны уверял всех в том, что происходил из дворян, а его дед являлся «полковником Каменец-Подольской губернии». Котовскому вторил и его сын, который заявлял, что отец был представителем старинного польского рода, владевшим имением в Каменец-Подольской губернии. Однако приведенные выше данные, по мнению историков, не соответствуют действительности.
Как считает Сергей Реутов, автор издания «Легенды бандитской Одессы», Григорий Иванович, будучи типичным «нарциссом», попросту не мог смириться со своим слишком простым, как ему казалось, мещанским происхождением. Даже после революции, когда принадлежность к дворянству, была самым настоящим клеймом, Котовский продолжал настаивать на своих дворянских корнях. Между тем исследователи родословной Григория Котовского так и не смогли найти никаких подтверждений его словам.
Год рождения и национальность
Тот же Сергей Реутов пишет о том, что Григорий Котовский излагал неверную информацию не только о своем происхождении. Реутов утверждает, что в графе «национальность» Котовский всегда писал «бессарабец». Вот только местечко Хынчешты в Бессарабии являлось лишь местом рождения красного командира. Родители Котовского не имели никакого отношения к молдавской нации. Если верить Евгению Меркулову, автору книги «Казачьи Покрова», мать Григория Ивановича Акулина Ивановна была русской, а отец Иван Николаевич - обрусевшим поляком.
Долгое время Котовскому удавалось скрывать и свою настоящую дату рождения. Так, исследователь Ф. Зинько утверждал, что в автобиографии, написанной героем гражданской войны в Одесской тюрьме, он указал 1887 год, а в другой – 1881 год. О том, что правильной следует все же считать последнюю, историки узнали лишь в 1940 году. Как пишет Олег Смыслов в своей книге «Котовский. Робин Гуд революции», после того, как Бессарабия стала Молдавской Советской Социалистической республикой, была обнаружена запись в метрической книге, согласно которой Котовский родился в 1881 году. Виктор Савченко предполагает, что целью подобной фальсификации было сокрытие Григорием Ивановичем грехов юности.
История с княжной
Впрочем, некоторыми своими грехами Григорий Котовский даже гордился. Например, во многих советских источниках была растиражирована история с князем Кантакузино. Как писал Роман Гуль в своей книге «Красные маршалы», одно время Котовский работал в имении упомянутого князя Кантакузино и вступил в связь с его женой. Когда же Кантакузино узнал о романе супруги, он велел крестьянам проучить Григория и связанным оставить в степи. Однако Котовский вскоре вернулся, убил помещика и поджег имение. Примечательно, что Гуль назвал этот эпизод из жизни героя первой главой его криминальной биографии.
Вот только многие современные историки считают эту драму выдуманной, причем самим Котовским. Так, Николай Зенькович, автор книги «ХХ век: высший генералитет в годы потрясений», настаивает на том, что история с княжной не единожды видоизменялась. Существовали версии, что Котовский победил Кантакузино, да и с кулаками на помещика будущий командир якобы набросился в защиту угнетаемых крестьян. А Виктор Савченко и вовсе считает эту историю мифом. Как утверждает Савченко, в тот момент Григорий Котовский трудился лесным объездчиком в селе Молешты и на пивоваренном заводе, а потом сидел в тюрьме. Предположительно, что идею сказки о Кантакузино Котовский позаимствовал из дешевых романов о разбойниках.
Юлия Попова
Комментарии (0)