Скульптур в виде рук по всему миру великое множество. Пластика этих частей человеческого тела и сложность их в изображении - настоящий вызов мастерам и привлекает их веками. Двадцатый и двадцать первый века не стали исключением - мы представляем топ-5, вероятно, самых популярных гигантских рук на планете, появившихся в конце прошлого - начале нового тысячелетия.
1.
Cтрого говоря, самая, наверное, популярная скульптура-рука - это не столько рука, сколько ее часть - точнее, гигантские пальцы. Находятся они на пляже Плайя Брава города Пунта-дель-Эсте в Уругвае и название носят в честь этого места - Mano de Punta del Este, что на испанском означает "Рука Пунта-дель-Эсте". Впрочем, называют скульптуру и Los Dedos (Пальцы), и Monumento al ahogado (Монумент утопающему), и даже Hombre emergiendo a la vida - "Рождение человека".
Рука Пунта-дель-Эсте
Ее автор - чилиец Марио Ираррасабаль, а появилась она на пляже в 1982-м году. Тогда в городе проходила Первая ежегодная международная встреча современных скульпторов на открытом воздухе, участие в которой приняли девять мастеров. Ираррасабаль был из них самым молодым - а в итоге именно его работа остаётся на пляже уже более 35 лет и является местной достопримечательностью. А еще - мишенью для граффитистов, и иногда - для шуток.
По одним данным, торчащие из песка пальцы предполагались своеобразным предупреждением для купальщиков, по другим - должны символизировать присутствие человека в природе. Ширина композиции - 5 метров, а высота торчащих пальцев - 3 метра. Выполнены они из цемента на стальном каркасе, покрыты пластиком и защитными антикоррозийным материалом.
К слову, на одной руке - кстати, правой - скульптор не остановился, и в 1987 году скульптура аналогичная уругвайской появилась в Мадриде, в парке Хуана Карлоса I. А позже - в 1995 году - еще одну "Руку" скульптор установил в Венеции для 46-й Венецианской биеннале.
Рука в Мадриде
2.
Как мы уже знаем, на одной руке Марио Ираррасабаль не остановился, и вторая рука, о которой пойдет речь - тоже его работы. Причем если в Уругвае (а затем и в Мадриде) увековечена правая конечность, то в чилийской пустыне Атакама известность обрела уже левая. Здешняя скульптура, расположенная в 75 километрах к югу от города Антофагасты, представляет собой левую ладонь человека, которая словно бы высовывается из земли примерно на три четверти. Высота ее почти вдвое больше, чем у уругвайской "сестры по отцу-скульптору"- 11 метров, выполнена она из бетона на стальном каркасе.
Рука из Атакамы - Рука пустыни (исп. Mano del desierto), как ее называют - была открыта 28 марта 1992 года. По замыслу автора, эта рука среди пустыни должна выражать человеческую несправедливость, одиночество, горе и муки, а ее столь заметный размер — указывать на уязвимость и беспомощность. Такой необычный объект посреди пустынного ландшафта просто не мог не привлечь к себе людей творчества - и скульптура стала популярным местом для съемки рекламных роликов и музыкальных клипов. А еще, как и предыдущая рука Ираррасабаля, "Рука пустыни" полюбилась граффитистам - поэтому власти регулярно ее чистят от разного рода художеств.
Рука из Атакамы
3.
У относительно новой достопримечательности Вьетнама - Золотого моста, открытого в 2018-м году у горы Бана возле города Дананг - гигантских рук целых две. Они, собственно, по замыслу создателей, и держат этот самый мост, по которому гуляют туристы. Расположенный на высоте 1400 метров 150-метровый восьмипролетный пешеходный мост опирается на 7 стальных опор, две из которых выполнены в виде огромных каменных рук, словно растущих из скалы. Выглядят они при этом так, словно им не одна сотня лет - кисти и пальцы покрыты мхом, трещинами и царапинами. Но, сами понимаете, это иллюзия - руки были сделаны вместе с мостом, причем по замыслу все сооружение было спроектировано таким образом, чтобы создавать образ гигантских Рук Бога, извлекающих из земли золотую нить - мост. Выглядят они как каменные, но на самом деле изготовлены они из стали и стекловолокна.
Руки Золотого моста
Едва только открывшись, Золотой мост сразу стал звездой соцсетей - ролик с ним в "Инстаграме" собрал в первые же дни более 7 миллионов просмотров и тысячи комментариев.
4.
Гигантские руки, поднимающиеся из воды Большого канала в Венеции - инсталляция, ставшая, наверное, самым известным объектом Венецианской биеннале 2017-го года. Работа итальянского художника Лоренцо Куинна называлась "Поддержка" и на самом деле выглядела таковой - две большие белые руки, поднимающиеся из вод канала, словно поддерживали стоящее на берегу здание пятизвездочного отеля Ca'Sagredo, расположенного в старинном палаццо. По замыслу художника, скульптура должна была привлечь внимание к изменению климата - которое, среди прочего, угрожает и затопить Венецию.
Руки Большого канала в Венеции
На биеннале 2017 года скульптура не входила в официальную программу мероприятия, но стала при этом самым фотографируемым объектом искусства. Неудивительно, что и после биеннале ее не демонтировали ещё довольно долго - туристы наверняка приходили в восторг и желали сфотографировать и сами руки, и сфотографироваться на их фоне.
5.
Пальцы, одна рука, две - и вот мы добрались до самой, наверное, многорукой гигантской скульптуры. Рук там не одна и не две, а целых 12. Тот же Куинн, что прославился своей "Поддержкой", к 58-й Венецианской биеннале 2019-го года создал скульптуру Building Bridges - «Строительство мостов» - или, наверное, точнее будет - "Наведение мостов". Она представляет собой сразу 6 пар гигантских белоснежных рук, встретившихся над каналом у входа в Венецианский Арсенал и образовавших над ним подобие моста. Высота скульптуры составила 15 метров, ширина – 20 метров, под этим своеобразным мостом может проплыть яхта.
Наведение мостов
Композиция символизирует необходимость преодолевать разногласия, а также стремиться к диалогу и пониманию. По словам самого Куинна, каждая пара рук символизирует одну из шести общечеловеческих ценностей: дружбу – для совместного создания будущего; мудрость – для принятия взаимовыгодных решений; помощь – для укрепления долгосрочных отношений; вера – символ доверия своему сердцу; надежда – для продолжения важных начинаний; любовь – фундаментальная цель всего этого. Для создания моста Куинн делал слепки рук людей разного возраста, пола и национальностей - пишут, что среди них был и он сам, а еще - его 86-летняя теща, ее руки были выбраны для изображения «мудрости».
Комментарии (0)