4 декабря на экраны выходит новый сериал «Березовая роща», одну из главных ролей в котором играет Юрий Батурин. Накануне премьеры актер рассказал «Вечерней Москве» о необычных поворотах его судьбы и о том, как ему удается выходить за рамки амплуа «героя-любовника».
— Юрий Анатольевич, вы сначала поступили на кукольное отделение Днепропетровского театрального училища, а не на актерское. Расскажите, как это получилось.
— В школе я учился в общем-то неплохо. Но поведение было очень далеко от идеала. Меня решили не брать в девятый класс. После восьмого нужно было срочно определяться, чем я буду заниматься в жизни. Моей маме, которая преподавала в нашей школе английский язык, сказали: «Светлана Ивановна, мы поставим Юре хорошие оценки, пускай он идет в профтехучилище». Для мамы это было, конечно, ударом. Срочно начались поиски, куда бы непутевого детинушку пристроить. Но ничего не подходило: набор предметов, по которым у меня были хорошие отметки, был довольно специфический.
«Куда же тебя, такого артиста, девать?..» — размышляла мама. И вдруг ее осенило: «О, может, на актерский поступить? Ты же играешь в кружке, стихи читаешь, книжки любишь, кино». Подумали-подумали, и поехал я поступать — из Эстонии (мой отец — военный) в Днепропетровск к бабушке с дедушкой. Приняли меня на кукольное отделение, в 14 лет я был маленький-худенький. У нас в 8-м классе некоторые ребята уже брились, а я стоял последним на физкультуре и говорил: «Расчет окончен». Но за первый курс я возмужал. Набрал рост 13 сантиметров, накачал мышцы, стал гарным хлопцем. И решил перепоступать на драматическое отделение.
— После учебы вы уехали в Москву, учились в ГИТИСе, на курсе Марка Захарова. Чему научились?
— Тому, что нужно экспериментировать, не бояться экспромта. Он разрешал актерам баловаться, дурачиться, чтобы в результате они могли найти что-то ценное для роли, что сделает ее интересной, а персонаж — более объемным. Ведь изначально персонаж — это текст. А все остальное — актер, который дает жизнь своему герою, предоставляет свое тело, свою индивидуальность. И разрешение дурачиться очень раскрепощает актера, помогает ему почувствовать свои скрытые ресурсы — и физические, и психические — и начать читать текст уже не сидя за с толом, а «на ногах», репетировать. Ведь Марк Анатольевич, несмотря на всю свою глубину и серьезность, умел заставить зрителя улыбнуться. Смех сквозь слезы. Захаров был всегда по-отечески добрый, мудрый, как человек, который уже все понял про эту жизнь и никуда не торопится, а все делает спокойно, основательно и с удовольствием. Но иногда он фонтанировал какими-то неожиданными идеями. Он выдавал такие интересные экспромты, что хотелось повторить и сделать лучше. Несмотря на то что я уже много сыграл, мне кажется, что я все знаю и понимаю в профессии, бывают какие-то однотипные роли. Но я стараюсь украсить каждую, вспоминая уроки Захарова.
— Какие роли вам нравится играть сегодня?
— Через полгода мне исполнится 50 лет. В силу возраста я перехожу в разряд немолодых героев-любовников. Участь их незавидна. Поэтому начинаю себя пробовать, в том числе в комедийных ролях. Я не боюсь быть смешным. И мне самому это интересно.
— Пока вы запомнились в суровых исторических ролях. Сыграли генерала Чернышева в «Союзе спасения», воеводу Воротынского в «Грозном».
— Исторические роли — это и огромное наслаждение, и серьезное профессиональное испытание для актера. И реальных исторических лиц, и литературных персонажей играть очень тяжело — особенно героев Достоевского, это один из моих любимейших писателей. Но настоящими актерами становятся именно на таких ролях. Ты понимаешь, что накопленный багаж — мастерство, опыт — можно применить наконец серьезно. Это ситуация, когда ты либо пан и попал в точку, либо пропал.
— Одна из ваших недавних работ — журналист Никита Ершов в сериале «Там, где не бывает снега», искатель приключений и репортер горячих точек.
— Никита — персонаж очень необычный, я никогда еще не играл военных корреспондентов, людей, которые на передовой с камерой и микрофоном. Есть герои, знаете, как «сахарная вата», когда зрители проникаются больше симпатией к отрицательному персонажу, потому что на положительного «аж зубы сводит». Я вот таких положительных героев не люблю. Мне симпатичны герои, которые могут и руку сломать, и слово жесткое сказать, но по своим поступкам они правильные люди, они действительно за справедливость, за добро, которое в результате восторжествует. Никита меня этим и заинтересовал — он не сахарно-сладкий.
— В новом сериале «Березовая роща» — вы там тоже не стандартный «герой любовник».
— Сериал «Березовая роща» — это ретро 1980-х годов. Я в первый раз играл возрастного персонажа, и это моя первая роль, где я дедушка, у которого уже взрослый внук! В жизни мне 49, а персонажу где-то 55 лет. Мой герой внутренне достаточно активный и молодой, но все-таки 55 лет, тем более в те годы — это был уже достаточно серьезный возрастной рубеж для человека. Я понимаю, что медленно и верно перехожу в категорию молодящихся героев-любовников со взрослыми детьми, но чтобы играть героя-любовника, у которого уже внуки, — это даже для меня пока странно… (смеется). Но тем не менее это было очень забавно, это был эксперимент над собой. К тому же я не смог удержаться от того, чтобы поработать с актрисой Аленой Хмельницкой, которую я знаю и очень люблю.
— Вам говорили, что вы похожи на Локи из вселенной Marvel в исполнении Тома Хиддлстона?
— Вы немного не правы. Это он на меня похож (смеется)! Мы живем в России, и мы не американский таблоид. Да, согласен, Том Хиддлстон в образе Локи похож на меня.
ДОСЬЕ
Юрий Батурин родился 13 августа 1972 года в селе Ставидла Украинской ССР в семье военного, участника Афганской войны, и учительницы. В 1992 году окончил Днепропетровское театральное училище, в 1996-м — режиссерский факультет по специальности «Актерское искусство» Российской академии театрального искусства (РАТИ—ГИТИС) в Москве.
В ресторанный бизнес подался актер, оставив Театр Ленинского комсомола. Он настолько был расстроен, что даже не забрал диплом о высшем образовании и решил оставить актерскую профессию. В одном из элитных ресторанов обслуживал людей из первой десятки русского «Форбса». И даже возвысился от бармена до администратора.
Расставание с «Ленкомом» далось Батурину тяжело. После окончания ГИТИСа он надеялся служить под руководством Марка Захарова. Но в тот период главный режиссер находился на лечении в Германии, перенес операцию на сердце, проходил трудный период реабилитации. И администрация, которая заменяла худрука, дала понять артисту, что ролей ему давать не будут, перспектив у него нет. С тех пор Батурин почти не играет в театре.
33 года было артисту, когда он вернулся в профессию.
Сначала снялся в рекламе, которая принесла ему 800 долларов. Потом в эпизодах, но заметной стала главная роль в сериале «Знахарь» (2008). После его стали приглашать на большие роли.
Красивых и умных на сегодняшний день он уже отыграл, признается актер: «Если это откровенно плохой сценарий или роль, которая уже была сыграна мной не один раз, то да, отказываюсь. Я сейчас в том возрасте, когда иду на какие-то эксперименты сознательно».
Дальнобойщик
Оставив карьеру ресторатора, Юрий два года водил многотонные грузовики. И объездил всю Россию. В общей сложности его актерская карьера простояла «на паузе» долгих 10 лет.
Сын Богдан появился на свет только в 2013 году. До этого супруги молились о ребенке. Малыш родился с тяжелыми патологиями, перенес несколько операций. Сегодня мальчик здоров, подвижен и проявляет способности к рисованию.
С женой Ириной Юрий познакомился в «ресторанный» период своей жизни. Она была манекенщицей и участвовала в показе мод в заведении, где он работал. Нечаянно Ирина пролила сок на дорогое сукно бильярдного стола. Бармену она оставила свою визитку, чтобы возместить ущерб. Однако будущий муж взял все расходы на себя, а Ирине позвонил позже.
Комментарии (0)