Что мы подразумеваем, когда говорим про рай, про ад? Есть ли некое место рая? Или, где место ада? Мы точно знаем, что в раю пребывают души святых и раскаявшихся грешников. В аду – души нераскаянных грешников. Знаем, что Христос сошёл в ад и разрушил его власть над умершими. Так что же мы имеем в виду, когда говорим о пребывании души в некоем посмертном состоянии: адском или райском?
Древнееврейское слово, обозначающее ад – шеол. Оно означает: пещера, бездна, пропасть, пучина. Шеол – это тёмное невидимое царство мёртвых.
У древних святых отцов можно встретить высказывания, что ад находится в центре земли. И он является вместилищем грешных душ. Но так они говорили, исходя из тех древних представлений, когда никто не изучал структуру земли. И действительно, где же ад?
Конечно, эти выражения – только попытка земным языком говорить о сложных духовных вещах. Позже эти выражения уточнялись. Теперь мы понимаем, что нельзя жёстко завязываться на словах – «вместилище», «место» пребывания грешников или праведников, потому что неправильно было бы материализовать место пребывания нематериальных душ. Ад или рай – это не место.
Если говорить об аде, то это образ мучения, господство дьявола и бесов над душой человека. Образ ада как «места» используется в Священном Писании символически, чтобы через него передать подвластность человеческой души дьяволу. Но там же, в аду, пребывали и души праведных людей до того, как Господь пришёл на землю, совершил Свой спасительный подвиг, сошёл во ад и разрушил его.
Все души: не только грешников, но и праведников, находились во тьме кромешной – в аду, в силу того, что человеческая природа отпала от Бога вследствие грехопадения. Если рай – это блаженство через единение с Богом, то лишение Бога, разъединение с Ним – это ад. Порой нам кажется, что это несправедливо. Как же так, праведники на земле молились Богу, каялись, приносили Ему жертвы, творили добрые дела, смирялись в сложных обстоятельствах своей жизни, а после смерти были разъединены с Богом, – пребывали в аду?
Это по той причине, что всех трудов человека было недостаточно для собственного спасения, пока Сам Господь не воссоединил человечество с Божеством. Соответственно, невозможным было и пребывание в Царстве Небесном. В Священном Писании, где говорится о времени пришествия Христа, указывается, что те, кто жили до этого, хотели бы жить во времена воплощения Сына Божия и хотя бы одним глазком увидеть то, что сотворил Господь.
Все подвиги человека, и прежде всего покаяние, по словам святителя Афанасия Великого, прекращают действие только его грехов, а не выводят из состояния тления. Это значит, что все труды ветхозаветных праведников, их слёзы и молитвы, только подготавливали их души к последующему восприятию Иисуса Христа. Однажды, говоря об Иоанне Предтече, Господь произнёс такие слова: «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф. 11:11).
Эти слова означают, что святой пророк Иоанн Предтеча был выше всех ветхозаветных пророков, но ниже самого малейшего в Новозаветной Церкви. Он был «меньше» не в том плане, что его подвиг меньше, а в том, что его состояние в течение земной жизни, когда было только ожидание Христа, ещё до Его крестных страданий, было хуже, чем у самого малейшего в Церкви Христовой. Так и святой Иероним Стридонский трактует эти слова: «Всякий святой, который уже находится в общении с Богом, больше того, который ещё только воинствует», т.е. еще живет на земле.
Все ветхозаветные праведники не могли пребывать в раю, рай был закрыт. Но рай же, повторюсь, в данном случае это не какое-то определенное место. Потому что рай как «место» был на востоке земли. Там жили первые люди – Адам и Ева. Он был закрыт после их грехопадения, и этот рай впоследствии был уничтожен Всемирным потопом. После потопа его уже нет, и поэтому все праведники Ветхого Завета, несмотря на свою добродетельную жизнь, пребывали в аду – в шеоле, но в особом месте, а не с грешниками. Это особое место шеола в Евангелии называется «лоном Авраама».
Однако, следует отметить, лоно Авраамово, как и шеол (ад) – это не «место» в привычном для нас понимании этого слова. Это наименование символически передаёт состояние праведников, в котором они находились: они не мучились так, как грешники, они ждали, когда придёт Христос и освободит их от рабства дьяволу. Они переживали страдания от ожидания встречи со Христом, и осознавали, что Он придёт и всё это для них закончится. Итак, перед нами – разные состояния душ человеческих в шеоле: одни – в мучениях, другие – в ожидании Христа, в надежде Его увидеть и быть спасёнными Господом.
Ныне лона Авраамова в аду больше не существует. Потому что праведники сразу соединяются со Христом. Теперь, в отличие от ветхозаветных времён, человек имеет возможность начать этот процесс ещё в земной жизни, и продолжить его в вечности. Но сам ад существует и поныне, он никуда не исчез. Христос, сойдя в преисподнюю, навсегда сокрушил врата адовы. И если Христос их сокрушил, то их никто не восстановит. Но при этом разрушенный открытый ад закрыт изнутри для его обитателей. И тот, кто там пребывает, находится на основе осознанного им выбора. Они отвергли призыв идти за Христом в своей жизни и не захотели пребывать с Ним.
Вот жил человек на земле, совершал грехи, но не прилагал усердия к покаянию и не менялся, а после смерти ему открылось ужасное зрелище ада. Это его так поразило, что он захотел обратиться к Христу, как к своему Спасителю. Может ли он начать движение к Нему? Почему же нет: ведь ад разрушен, и путь к Христу открыт. Но здесь есть одно условие. Мы знаем, что после смерти у человека развиваются те качества, которые он заложил в себе во время земной жизни.
Однако, нам неведомо, что заложено в каждом конкретном человеке. Мы видим только некую поверхностность, – его внешнее поведение. Остальное от нас сокрыто, ибо только Господь видит и душу, и знает жизнь человека в целостности и совокупности. А поэтому нам и заповедано «внимать только себе» и «не судить других», ибо наше зрение грехов и немощей другого человека может быть глубоко обманчивым.
В связи с этим вспоминается распространённое выражение о том, чему удивится человек, когда попадёт в рай. Он удивится, потому что увидит там тех, кого не ожидал увидеть, и тому, что он там не увидит тех, кого ожидал увидеть в раю.
Рай – это собственно пребывание в единении с Богом. Это жизнь со Христом и во Христе. И она начинается здесь на земле через перенесение скорбей, болезней, испытаний, через совершение добрых дел, через любовь к ближнему, как к самому себе. Не все готовы к этой мысли, потому что привыкли понимать рай как некую блаженную жизнь, когда всего много, всё красиво, безопасно, нет ни смерти, ни болезней, ни воздыханий. Но быть с Христом лучше всего этого. Пребывание с Ним – это высшее блаженство, это и есть обещанный Богом человеку рай, ибо Христос вводит нас в вечность. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17: 3).
Комментарии (0)