В конце сентября в Сочи завершился 32-й фестиваль «Кинотавр». Режиссеры в этом году представили сразу несколько фильмов, снятых в декорациях Советского Союза. Но рассказывают они не о конкретном моменте в истории страны тогда или сейчас, а в целом про человека и обстоятельства, в которых он оказывается.
«Общага», реж. Роман Васьянов Кадр из фильма
Один из этих фильмов — драма
«Общага» о жизни студентов Свердловского университета в 1984 году. В одном общежитии живут четверокурсники: поэт Иван, спекулянт Игорь, две их подруги Нелли и Света. Из их разговоров понятно, что недавно в комнату с Иваном и Игорем подселили тихого, замкнутого первокурсника Пашу Забелина. Друзья собираются вместе, пьют, танцуют, и теперь берут с собой странного Пашу, к которому уже успели привязаться и назвать Забелом. Жизнь студентов, хотя и проходит в убогих помещениях советского общежития, кажется беззаботной и радостной. Пока одна из их соседок не совершает самоубийство, единственным свидетелем которого был молчаливый Паша.
«Общага», реж. Роман Васьянов Кадр из фильма
Фильм «Общага» эксклюзивно доступен для просмотра в онлайн-кинотеатре PREMIER. Рассказываем, почему этот фильм нужно смотреть, даже если вы не любитель фестивального кино (а если любитель — обязательно).
Разные концепции свободы
«Что значит быть свободным?» — один из главных вопросов фильма, который идет через весь сюжет. В самом начале истории герои сами дают определение свободе, но оно получается слишком черно-белым: либо прекрасная свобода, либо беззаконие. Но на протяжении всего фильма зрителю показываются и другие концепции: свобода, как возможность выбора, отсутствие зависимости от алкоголя или сигарет. Может, все предопределено за нас провидением и свободы нет в принципе? Или она есть — но лишь за пределами земной жизни? Каждая новая ситуация, моральный выбор героев раскрывает в картине новую грань свободы и ее отсутствия.
«Общага», реж. Роман Васьянов Кадр из фильма
Нестандартный взгляд на проблему насилия
Одна из главных бед общежития, которая сразу бросается в глаза и ставится режиссером на первый план — муж комендантши. Он изнасиловал студентку, которая вскоре совершила суицид. Свидетелем приставаний мужчины был все тот же тихий Паша, с этого и начались проблемы главных героев фильма. Однако быстро выясняется, что этот случай не был единичным, и муж комендантши регулярно насиловал студенток. Обычно он выбирал тех, что потише — незаметных и одиноких. Но об этом знали все жители общежития, включая саму комендантшу — и это важно для сюжета, потому что режиссер делает всех героев соучастниками преступления. В сюжете появляется мысль о коллективной ответственности за подобное преступление — все знали, но предпочитали молчать.
«Общага», реж. Роман Васьянов Кадр из фильма
Декорации как главный герой
Все происходящее в фильме выглядит достаточно тошнотворно и душно — так и должно быть в этой истории. Если с развитием событий становится ясно, откуда это чувство, то поначалу нет. Ведь герои говорят о прекрасном, о свободе, смеются и танцуют. Но на зрителя давят декорации — обшарпанные стены общежития, металлические кровати, серо-зеленые коридоры, желтая плитка в душе без дверей и вечно мигающие лампы. До боли знакомый многим россиянам интерьер. В фильме общежитие — это отдельный герой. Возможно, даже один из главных. И это отличный пример работы создателей картины с декорациями, визуальным изображением состояния героев и главного вопроса фильма.
«Общага», реж. Роман Васьянов Кадр из фильма
Режиссерский дебют русского оператора из Голливуда
«Общагу» режиссировал Роман Васьянов — известный в американской киноиндустрии оператор из России. Для Васьянова этот фильм стал дебютом в карьере режиссера. Он более десяти лет назад задумал экранизировать книгу Алексея Иванова «Общага-на-крови», но так и не сумел найти режиссера. Поэтому решил сам им стать.
«Общага», реж. Роман Васьянов Кадр из фильма
В Голливуде Васьянов известен как оператор боевика «Ярость» с Брэдом Питтом в главной роли. Он же снял «Отряд самоубийц». Но для своей первой режиссерской работы Васьянов все равно выбрал Россию и ее быт.
Операторская работа Александра Александрова
В работе над «Общагой» участвовал не один русский специалист, признанный в Голливуде. Помимо Романа Васьянова, фильм создавал оператор Александр Александров. Он снял в США триллер «Наклон», хорроры «Полуночники» и «Хороший сосед».
«Общага», реж. Роман Васьянов Кадр из фильма
Опыт съемок хорроров пригодился Александрову и в работе над «Общагой». Камера следует за героем и как бы дышит ему в затылок. Зритель пытается выглянуть из-за его спины, но пока сам герой не увидит произошедшее и не ужаснется, зритель тоже не испытает этого чувства.
Никита Ефремов в образе пьяницы-поэта
«Общага», реж. Роман Васьянов Кадр из фильма
В «Общаге» у Никиты Ефремова главная роль — он играет поэта с самым русским именем Ваня. Он, как и другие герои фильма, говорит громкие слова о свободе. Но если все другие герои на эту тему лишь размышляют, то Ваня говорит уверенно. Сам он, при этом, без водки не может написать ни одного стиха.
Среди всех других технически эта роль самая сложная, и Ефремов отыгрывает ее как очень близкую и понятную себе. «Мне очень нравится этот образ гения-жертвы, который, как и все они, в начале говорит, мол, давайте не будем в жизни говном, а в финале делает совершенно другой выбор», — говорит актер о своей роли русского поэта.
Малоизвестный актер в главной роли тихого праведника
«Общага», реж. Роман Васьянов Кадр из фильма
Пашу Забелина в «Общаге» играет Геннадий Вырыпаев, выпускник училища им. Щукина. В этом фильме он впервые за свою карьеру получил главную роль — ранее актер снялся в сериале Константина Богомолова «Хороший человек».
«Общага», реж. Роман Васьянов Кадр из фильма
В «Общаге» Вырыпаев играет свою роль совершенно без эмоций. Даже в гневе ни один мускул на лице Забелы не напрягается — кажется, что он не умеет испытывать эмоции вообще или находится выше них. Он не плачет, не смеется. Но при этом, среди всех героев он кажется самым настоящим. Персонаж Вырыпаева интересен даже вне сюжета своей жизненной философией, которая выделяется в фильме четко, хотя Забела почти и не говорит.
Простор для дискуссии
«Общага», реж. Роман Васьянов Кадр из фильма
В фильме все герои, да и сама история в целом, неоднозначны. Поэтому после просмотра у вас, скорее всего, появится не только мнение о фильме в целом, но и собственный ответ на вопрос о свободе, правде, ответственности и правильности выбора каждого героя «Общаги». Это отличный фильм для просмотра с последующим обсуждением. И хотя эмоции от просмотра картины будут, скорее, удручающими, дискуссия получится отличной.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)