Советские мастера умели удивлять не только своим мастерством, но и… полетом фантазии, а также желанием похулиганить!
От автора: Последнее выражалось в том, что с их легкой руки на свет появлялись оригинальные статуэтки с секретом — неочевидной практической функцией, о которой нельзя сказать с первого взгляда.
Давайте посмотрим на несколько примеров того, как искусно и красиво практические функции были замаскированы в статуэтках мастерами фарфоровой промышленности СССР! Начнем вот с такого милого зверька, который не может не вызывать улыбки:
Производились такие дикобразы на Ленинградском фарфоровом заводе с 50-60-х годов прошлого века. Автором этой скульптурки является Д.В. Горлов.
Статуэтка небольшая по размеру: всего 11 см в ширину и 18 см в длину. Яркая окраска, в которой очень органично соединены синие и золотистые оттенки, хорошо прорисованные элементы – мордочка, иголки, лапки – всё это, конечно, привлекает внимание.
Однако стоит более пристально взглянуть на туловище зверька – видите, там нарисованы синие пятнышки. Так вот, если приглядеться совсем уж внимательно, то вы увидите, что не все пятнышки нарисованы – некоторые из них это отверстия в изделии.
И тут наступает прозрение, что в статуэтке спрятана практическая функция. Ведь это Карандашница!
Идем дальше! Еще один зверек — собака породы пудель:
Таких собачек делали на Киевском экспериментально-художественном заводе по эскизам скульптора – Н. Лампека. Размер статуэтки – 20 см на 9 см.
Однако, повернув его боком, сразу становится понятно, что это не просто симпатичный собакен, а еще и подсвечник!
Сегодня найти такой подсвечник считается большой удачей для коллекционеров, ведь выпускались они довольно небольшим тиражом. А значит, что приобретение станет ценным экземпляром!
Если с дикобразами и пуделями всё относительно понятно, то изделие Коростеньского фарфорового завода всё же поставит вас в некоторое затруднение. Как думаете, что это?
Автором изделия (В.М. Трегубов) придуман довольно необычный предмет — парные емкости с ручной росписью, подглазурной, с золочением и кобальтом, у которых с двух сторон разные изображения! Присмотритесь сами:
Емкости эти совсем небольшие по размеру — всего 10 см * 9 см каждая.
Возможно, вы удивитесь, но это вазы! Или точнее сказать вазочки, в которых оригинально обыграна композиция смены настроения М и Ж.
В каталогах завода они имеют весьма оригинальное название: Вазы «Одарка и Карась».
Назначение следующей композиции не так легко распознается. Глядите, какие очаровательные мухоморы был придуманы и воплощены мастерами Коростеньского фарфорового завода:
Знаете, для чего предназначалась эта полянка мухоморов? Это туалетный парфюмерный набор!!! Состоит он из трех шкатулочек разного размера и вазочки.
Признавайтесь, вы догадались или нет? ) Пишите в комментариях и не стесняйтесь!
И еще одна вещица этого завода – Рыба:
С этой статуэткой не все так однозначно. Смотрите, какая интересность:
В справочнике 2012 года «Советский фарфор 1917-1991. Иллюстрированный справочник-определитель с марочником заводов и ценами» (авторы — И.А. Пелинский, М.А. Сафонова), а также в справочнике 2015 года «Советский коллекционный фарфор. Гид-каталог» (Автор — С.Н. Белоглазов), эта рыба обозначена, как салфетница. Но…!
В справочнике 2008 года «Украинский художественный фарфор» (авторы — С.И. Дудуенко, И.А. Никифоренко, Т.В. Дуденко) – она значится, как пепельница.
Хотя, стоит признать, что вариантов использования золотой рыбки размером 16,5 см * 9 см, произведенной на Коростеньском фарфоровом заводе, бесконечное количество вариантов, которые ограничиваются лишь вашей фантазией: это может служить икорницей, салфетницей, пепельницей, соусницей …
И напоследок небольшая задачка для вас – вот такая забавная птичка от Дулевского фарфорового завода:
Размер каждой из них крошечный – 8 см * 6 см. Как думаете, что это? Уверена, что вы знаете правильный ответ.
Комментарии (0)