Почему свадьбы вышли из моды
Брак сегодня мало похож на тот, каким он был сто или даже пятьдесят лет назад, но всё равно кажется патриархальным институтом. К тому же стремительно теряющим популярность — по данным Росстата, за 2018 год в России было зарегистрировано 917 тысяч браков, или 6,2 брака на каждую тысячу жителей России. Это самая низкая цифра с начала века — до отметки в 6,2 коэффициент брачности (то есть количество браков на тысячу населения) последний раз опускался в 2000 году. Конечно, объяснить всё только сменой отношения к браку не получится. Не последнюю роль, по мнению экспертов, играет, например, и демографическая яма: сегодня в брак вступают в том числе и малочисленные поколения, рождённые в девяностых. Но сбрасывать со счетов, что отношение к браку меняется, тоже нельзя: сегодня всё больше женщин задумываются о том, что создание семьи далеко не обязательный элемент для счастья.
Современная западная идея брака как равноправного партнёрства двух любящих людей появилась относительно недавно. На протяжении истории брак был способом достижения самых разных практических целей, в первую очередь финансовых и стратегических. Романтическая любовь могла стать в нём приятным бонусом, но никак не основной задачей — вплоть до конца восемнадцатого века, когда создание семьи наконец стали сочетать с сильными чувствами.
Многие брачные традиции сохраняют ощущение неравномерного распределения сил. Например, многие до сих пор ждут, что именно жена должна взять фамилию мужа
При этом в самих брачных традициях во многом заложена идея неравенства. Женщины на протяжении истории экономически и юридически зависели от мужей. Американки, например, до середины девятнадцатого века не могливладеть собственностью, а их доходы принадлежали мужьям. В некоторых странах суровый контроль за тем, что делает жена, встречается и сегодня — хотя, к счастью, реже. В тех же США заключать браки людям с разным цветом кожи разрешили только в 1967 году, а гомосексуальные браки — в 2015 году. В России, как и во многих странах, брак остаётся гетеро- и мононормативным институтом — доступ к нему и ко всем возможностям, которые он открывает, есть только у пар (что исключает, например, полиаморные союзы), и только у гетеросексуальных. Неудивительно, что институт брака ассоциируется с иерархией: возможность преодолеть существующие на пути к нему барьеры дана не всем.
Даже сегодня, когда супруги не зависят друг от друга, а финансовые вопросы при желании можно решить с помощью договора, многие брачные традиции сохраняют ощущение неравномерного распределения сил. Например, многие до сих пор ждут, что именно жена должна взять фамилию мужа — мужчины, поступающие так, пока остаются редкостью. Последние далеко не всегда руководствуются феминистскими соображениями — взять чужую фамилию они могут, например, потому что та просто звучит лучше.
Долгое время единственным возможным вариантом договориться о браке оставалось предложение мужчины. Женщинам в некоторых странах, вроде тех же США или Ирландии, взять ситуацию в свои руки разрешалось только в високосный год, нередко — только 29 февраля. Кэтрин Паркин, адъюнкт-профессор истории Темпльского университета, настаивает, что такая традиция только укореняла гендерные нормы, а не разрушала их, как можно было бы подумать. Хотя в високосный год такое нарушение порядков возмущений не вызывало, сама традиция часто становилась поводом для шуток — якобы отчаявшиеся женщины могли угрожать независимости мужчин. Другие популярные традиции — встать на одно колено и подарить невесте кольцо с бриллиантом — появились относительно недавно: первая — приблизительно в девятнадцатом веке, вторая — в середине прошлого века, благодаря огромной рекламной кампании. Обе до сих пор популярны и одинаково связаны с мужской инициативой.
В двадцатом веке общество наконец заинтересовалось, что происходит с женщинами в браке — и тем, насколько они счастливы в традиционной модели. Самая известная критика идеи патриархальной жены — книга «Загадка женственности» Бетти Фридан, увидевшая свет в 1963 году. Фридан развенчивает миф о счастливой домохозяйке пятидесятых, которую многие и сегодня считают идеалом. Феминистка настаивает, что женщины, оставившие образование и карьеру, чтобы заботиться о семье, вовсе не так счастливы, как хотелось бы верить обществу — только роли жены и матери им недостаточно.
Конечно, сегодня далеко не все ищут в жене «украшение» и домработницу. Но многие всё равно не видят в замужестве смысла, даже если далеко не первый год находятся
в счастливых отношениях
Фридан обвиняли в том, что её идеи касаются в первую очередь белых женщин из среднего класса — афроамериканки пятидесятых-шестидесятых, работающие, чтобы прокормить семью, сталкивались с другими трудностями. Тем не менее о необходимости пересмотреть положение женщин в браке говорила не только она. Ряд западных феминисток начиная с восьмидесятых, например, выступали за то, чтобы заменить брак контрактом — так, чтобы партнёры (не обязательно двое) могли менять условия под себя, в соответствии со своими потребностями и желаниями, не подчиняясь устоявшимся нормам.
В интернете можно найти «Гид хорошей жены» — инструкцию, якобы напечатанную в пятидесятых, о том, как следует вести себя жене, встречающей мужа дома после рабочего дня. Помимо уборки и горячего ужина, гид предлагает женщине подготовить себя и детей (чтобы все выглядели радостными и отдохнувшими), не жаловаться и помнить, что темы, на которые хочет поговорить муж, важнее её собственных. Гид, скорее всего, подделка (в его подлинности сомневается даже Википедия), но похожие идеи живы и сегодня. В Сети есть сотни текстов о том, как должна вести себя идеальная жена — в одном из них, например, 25 пунктов, от уверенности в себе и умения готовить до любви к чужой собаке. «Мы несколько часов ехали до точки кемпинга на калифорнийском побережье, рядом с границей Орегона. Как полный дурак, я не забронировал место, и кемпинг был заполнен. Она предложила просто заночевать на пляже вместо того, чтобы ехать в отель или домой. Это было так авантюрно — я был счастлив, что она не позволила тому, что я недостаточно всё спланировал, разрушить наши планы. Мне нужна именно такая партнёрша», — сообщает один из героев материала.
Гетеросексуальный брак в принципе далеко не всегда выгоден женщинам. За сильными чувствами может скрываться грустная статистика: женщины по-прежнему чаще занимаются «невидимым» неоплачиваемым трудом по дому и планируют жизнь семьи, их карьерный путь чаще меняется из-за рождения детей и ухода за ними и так далее.
Конечно, сегодня далеко не все ищут в жене «украшение» и домработницу. Но многие всё равно не видят в замужестве смысла, даже если далеко не первый год находятся в счастливых отношениях. Тем более что граница между официальной регистрацией брака и партнёрством всё больше размывается. Юридические вопросы между партнёрами можно урегулировать, не регистрируя отношения, а сама регистрация брака ещё не означает, что паре не понадобится что-то оформлять дополнительно. Штамп в паспорте не гарантирует долгие отношения и романтические чувства — статистика разводов в России идёт на спад, но остаётся высокой.
В том, зачем брак нужен женщине, в 2019 году пора искать новые смыслы. Фон Уивер, автор книги «Happy Wives Club», — одна из тех, кто пытается это сделать. Книга Уивер, начавшаяся с одноимённого блога, посвящена советам для счастливого брака и основана в том числе на опыте женщин, пробывших в браке больше двадцати лет. Она говорит, что решила заняться проектом, так как сама была счастлива замужем — но заметила, что в последнее время общество и медиа видят в браке всё меньше значения. Уивер признаётся, что после выхода книги советов её критиковали за то, что она пытается вернуть женщин к образцам пятидесятых, но она преследовала другую цель. По её мнению, главное, что стоит помнить о браке в двадцать первом веке, — что он строится на свободном выборе. Современная жена в первую очередь такая, какой хочет быть она сама.
Любой женщине сегодня приходится самостоятельно решать, что для неё значит брак — и значит ли что-то в принципе
Это же ощущение возникает, когда мы размышляем о других современных жёнах — тех, чей брак в наших глазах выглядит свободным выбором, смелым решением, а не желанием вписаться в систему. Это, например, Шерил Сэндберг, научившая женщин из разных стран идеологии «Lean In». На её взгляды, как можно совмещать мощную карьеру и воспитание детей, во многом повлияли партнёрские отношения с мужем. После его внезапной смерти Сэндберг даже решила переписать главу: её опыт матери радикально изменился после того, как она овдовела. Ещё одна современная жена — это, например, Меган Маркл. Прошлой весной она стала частью одной из самых консервативных семей на земле, но всё же на своих условиях. Да, Маркл отказалась от актёрской работы, но на фоне Кейт Миддлтон выглядит гораздо смелее — на свадебной церемонии, например, она вышла к алтарю в одиночестве.
Лишённый прежних смыслов брак одновременно освобождает и ставит перед женщиной новые вопросы. Двигаться по инерции уже невозможно — но однозначно ответить на вопрос, что значит быть женой сегодня, не всегда могут даже те, кто сознательно сделали этот выбор и довольны им. Замужество перестало быть единственным социальным лифтом и возможностью получить хоть какие-то гарантии стабильности и безопасности. На смену браку-контракту, где каждый член союза выполняет определённую функцию, приходит партнёрство — которое получается таким, как его видят сами участники процесса.
Любой женщине сегодня приходится самостоятельно решать, что для неё значит брак — и значит ли что-то в принципе. Вариантов как никогда много: это может быть всё то же желание быстро и просто урегулировать юридические моменты, а может — идея закрепить партнёрские отношения, с прилагающимися радостью общения, совместной жизни и поддержкой. Наконец, сам брак может стать важным, символическим событием в жизни пары, уже свободным от патриархальных коннотаций. Брак сегодня — это ровно то, что в него вкладывают партнёры, уникальная формула, которая каждый раз собирается заново. Женщина наконец может самостоятельно выбирать собственную роль в этой комбинации — и это, без сомнения, политический жест.
Комментарии (0)