Мы призываем людей замечать не только плохое, а почаще открывать своё сердце для добра.

Джейн Фонда: 60 лет борьбы за свободу

Королева аэробики и лауреат «Оскара» всю жизнь занималась поисками «второй половинки», мужчины,...

«Барбарелла». 1968 г. Legion-media

Королева аэробики и лауреат «Оскара» всю жизнь занималась поисками «второй половинки», мужчины, который был бы ее единомышленником и родственной душой. Но обрела счастье, поняв, что для этого ей никто, кроме детей и внуков, не нужен.

Дочь знаменитого актера Генри Фонды трижды испытывала судьбу — была женой режиссера, общественного деятеля и медиамагната-миллиардера. Ради того, чтобы обрести желанное в браке, на 15 лет уходила из актерской профессии. Но, увы, вынуждена была признаться, что ее попытки не увенчались успехом. «Все мои отношения были глубоко пропитаны отчаянной попыткой самоутверждения...» — призналась актриса и закрыла эту «лавочку» в 79 лет, обнаружив, что больше не нуждается в мужском плече.

Леди Джейн Сеймур Фонда (ее назвали в честь третьей жены английского короля Генриха VIII) — дочь светской львицы Фрэнсис Форд Сеймур и актера Генри Фонды (сыгравшего, по определению одного критика, наиболее героических персонажей американского кинематографа) — родилась в Нью-Йорке 21 декабря 1937 года. Отец, вечно недовольный и разочарованный, критикующий все и всех на свете, не любил проявления излишних эмоций — будь то на сцене или в жизни — и не знал, как себя при этом вести. Как-то во время репетиции спектакля его партнерша Энн Бэнкрофт расчувствовалась и заплакала. Генри Фонда в ярости сбежал со сцены, а потом вернулся с зеркалом и поднес его к лицу актрисы со словами: «Только посмотри на себя — какое отвратительное зрелище!»

«Я остро чувствовала одиночество в свете огней», — писала Джейн в своих мемуарах о первых актерских опытах на театральной сцене. Но это в полной мере относилось и к ее детству. Отцу, глубоко внутри неуверенному в себе самом, хотелось видеть своих детей такими, какими они должны были быть в его представлении, и он старался «подогнать» их под эти образы. Питер, младший брат Джейн, был худеньким и хрупким ребенком, что очень раздражало Генри. Он требовал, чтобы сын набрал вес любыми способами — в 7-летнем возрасте папаша мог напоить мальчика за обедом пивом. А на Джейн, как только она достигла пубертатного возраста, обращал внимание лишь с одной целью — сообщить дочери, что она поправилась или носит не ту одежду. Постоянные упреки отца, желающего видеть у дочери совершенную фигуру и идеальное тело, немало поспособствовали развитию у Джейн булимии и анорексии. Эти недуги мучили ее всю жизнь. По словам одного журналиста, готовившего о ней статью, Фонда «набрасывается на еду, словно яростно ей мстит...»

С мужем Роже Вадимом и дочерью Ванессой. 1968 г. Legion-media

Эмоциональная холодность и отстраненность отца, возможно, не подействовали бы так уничтожающе на его детей, если бы не трагедия с их матерью. Фрэнсис годами страдала от биполярного расстройства, не раз оказывалась в клиниках. В 1949 году Генри Фонда попросил развода, и спустя год Фрэнсис покончила с собой... Отец заставил родственников и учителей в школе не раскрывать Джейн и Питеру истинную причину смерти матери, велев повторять, что она умерла от инфаркта. Однако через несколько месяцев Джейн подсунули журнал, где описывались все подробности случившегося...

В 20 лет Джейн бросила учебу в колледже и познакомилась со Сьюзен Страсберг, дочерью основателя знаменитой актерской студии, взрастившей немало голливудских талантов. Ей и в голову не приходило становиться актрисой, но Сьюзен уговорила подружку показаться ее отцу. Ли предложил Джейн заниматься в одном из его актерских классов в Нью-Йорке. На первом показе все были искренне впечатлены характером и актерскими способностями юной девушки. Особенно учитывая, что ей пришлось выступать среди тех, кто искренне надеялся на провал дочки Генри Фонды. Поэтому Джейн с самого начала ставила перед собой цель доказать всем, и себе прежде всего, что она — не папина дочка, а талантлива сама по себе.

Начало актерской карьеры оказалось не слишком обнадеживающим. В фильме «Большая история», где Фонда изображала хорошенькую инженю, глава студии Джек Уорнер заставил ее носить фальшивый бюст. За роль Джейн получила «Золотой глобус», но, как писали критики, «ничто не могло спасти эту картину... Даже дочка Фонды с отцовской улыбкой и ногами балерины». За дебютом последовали еще несколько незначительных в ее представлении ролей. И вскоре актриса решила попытать счастья во Франции, где в самом разгаре была «новая волна» — свежий ветер для кинематографа. Французская пресса удостоила ее немалой чести, назвав la B.B. Am?ricaine — американская Брижит Бардо. Неудивительно, что с таким прозвищем ее заметил французский режиссер с русскими корнями Роже Вадим, сделавший из французской Брижит Бардо звезду в своем фильме «И Бог создал женщину». А заодно ставший ее мужем.

Вадим славился своими победами на любовном фронте (за него буквально сражались первые красавицы Франции, в том числе Катрин Денев) и сомнительным «моральным кодексом». В случае с Джейн он сумел совершить режиссерский подвиг — снял ее в нескольких своих фильмах, и после выхода «Барбареллы» статус европейской суперзвезды окончательно закрепился за ней. Но, несмотря на успех, Фонда так и не обрела уверенности в себе. То, какой ее видели, не имело ничего общего с тем, что она сама ощущала. В 1965 году они с Вадимом поженились в Лас-Вегасе, и Джейн плакала от счастья. Она и не подозревала, насколько для нее было важным оформить отношения. Фонда хотела стать идеальной супругой. «Ребенок у бедра, пока она стоит у плиты и готовит семейный обед, улыбка и умение принять дома сорок человек, не теряя чувства юмора и не впадая в стресс». Так она сама описывала свое тогдашнее представление об идеальной семейной жизни. В 1968 году родилась их дочь Ванесса Вадим.

С Дагом Маккиэном и отцом Генри Фондой в фильме «На золотом пруду». 1981 г. Legion-media

Но стать идеальной женой в браке с Роже вряд ли было возможно. Режиссер открытым текстом сообщил Джейн, что не собирается расставаться с привычкой встречаться с другими женщинами и не видит в этом ничего особенного, потому что «ревность — буржуазное чувство». Таким образом, их брак был «открытым» — поначалу с одной стороны. Но Джейн рано или поздно устала быть в роли послушной женушки и любовницы и стала делать то, к чему, по сути, призывал ее муж, — изменять ему. Впрочем, она все равно была благодарна Вадиму за то, что тот увидел в ней хорошую актрису — пускай и в том амплуа, которое ей было не совсем по душе. Но ведь еще будучи его женой, она сыграла в выдающемся фильме «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» (актриса получила за него в 1969 году первую номинацию на приз Американской кино­академии) и в «Клюте» — за роль в этом фильме в 1972 году ей вручили «Оскар».

Однако пассивная роль сексуального объекта, отведенная ей и в жизни, и в кино, привела к бунту, который выразился в интересе Джейн к политике и политическим активистам. Они никому не стремились угодить, зато «спасали человечество». Новые ценности привели к новому мужчине. В 1973 году, спустя три дня после развода с Вадимом, Джейн вышла замуж за писателя и политического активиста (они уже год вместе боролись за прекращение Америкой войны во Вьетнаме) Тома Хэйдена. Джейн в тот момент была беременна их сыном Троем.

Том был похож на героев, которых во множестве сыграл в кино Генри Фонда. Человек принципов, о таких говорят, что они никогда не упускают шанса ввязаться в битву, если она, по их мнению, того стоит. К тому же он был выходцем из рабочего класса, что придавало ему в глазах Джейн особый шарм и сексуальность. Деятельность актрисы на поприще политического активизма и новый брак прибавили ей, с одной стороны, поклонников, а с другой — вызывали раздражение у большинства голливудских режиссеров и продюсеров. Но Джейн много работала в тот период своей жизни — на бесконечные акции мужа и его друзей нужны были деньги, и в основом их зарабатывала она. В этот период вышли такие ее фильмы, как «Джулия» с Ванессой Редгрэйв, «Возвращение домой» с Джоном Войтом, «Китайский синдром» с Джеком Леммоном и Майклом Дугласом. Джейн совсем не успевала общаться с сыном. Недаром много лет спустя на его свадьбе публично призналась, что бывший муж был единственным родителем Троя. «Я помню, как однажды, вернувшись со съемок, читала сыну «Гекльберри Финна». И Трой спросил: «А зачем вообще нужна мать?»

В то время Фонда повредила ступню и занялась комплексом специальных упражнений из мало кому тогда известной аэробики. К 1982 году она уже не только вела классы по аэробике на съемочных площадках и в своей студии, но и выпустила ставшее абсолютным хитом видеоруководство — было продано

С Дженнифер Лопес на съемках фильма «Если свекровь — монстр». 2005 г. Legion-media

17 миллионов копий. «Если хотите проследить изменения в американской культуре за последние 20 лет, нужно всего лишь взглянуть на Джейн Фонду», — писали в одной из уважаемых газет в 1985 году. Как и во многих своих фильмах, актриса выглядела на этих видео пылкой, увлеченной и страстной. Но ее муж, похоже, не слишком радовался новым успехам и самореализации жены, несмотря на всю их финансовую выгоду. В 1988 году Хэйден сообщил Джейн, что полюбил другую женщину.

«Это правда?» — были первые слова телемагната и миллиардера Теда Тер­нера, обращенные к Джейн после того, как в прессе появилось сообщение о ее разводе со вторым мужем. Фонда попросила Тернера перезвонить ей через три месяца. Что он и сделал. На первом же свидании Тед предложил ей — если она готова выйти за него замуж — отказаться от актерской карьеры. И Джейн, как ни странно, с легкостью согласилась. Свадьбу сыграли в 54-й день рождения Джейн. Послушная жена, хозяйка в его многочисленных домах, на светских раутах и благотворительных вечеринках — таков был образ актрисы в течение 10 лет ее брака с Тернером. Правда, Тед, при всей любви к Джейн, не всегда мог сопротивляться женскому вниманию, которого у него было в избытке. Если верить признанию актрисы в одной из автобиографий, ровно через месяц после свадьбы она узнала об измене мужа. И едва не разбила об его голову телефонный аппарат. Фонда прошла через массу косметических процедур и хирургических операций (о чем позже очень сожалела) — лишь бы не позволить никому разрушить этот брак. Но в 2001 году они развелись. «Теперь я могу трезво посмотреть и на Тома, и на Теда и понимаю, почему я их любила и мог­ла так долго находиться с ними и под их влиянием. Потому что во всех своих отношениях я никогда не была сама собой. У меня просто не было таких отношений», — признавалась Фонда.

Лишь в 2009 году актриса решилась вновь связать себя узами любви, пускай и неофициально, с музыкальным продюсером Ричардом Перри. Но в 2017 году 79-летняя Фонда «по-дружески» рассталась со своим бойфрендом. «Ну все, я эту лавочку закрыла», — сообщила миру Джейн. Свобода снова оказалась дороже и важнее для нее. «Теперь у меня будут только мои дорогие подруги и дети. Я хочу умереть в своем доме в окружении своих детей. Хочу, чтобы они меня любили, но знаю, что это надо заслужить. И все еще работаю над этим».

С мужем Тедом Тернером. 1999 г. Legion-media

Фонда относится к редким актрисам, кто продолжает сниматься и радовать поклонников, невзирая на возраст. В 2005 году впервые после 15-летнего перерыва она сыграла в фильме с Дженнифер Лопес «Если свекровь — монстр». В 2012-м она появилась и на «голубом экране» — в телешоу «Служба новостей», в 2013-м сыграла первую леди Нэнси Рейган в «Дворецком», а в 2015-м вместе со своей старой подругой актрисой Лили Томлин запустила прекрасный сериал «Грейс и Фрэнки» (в прошлом году вышел 7-й сезон) о том, как две немолодые и очень разные женщины пытаются заново построить свои жизни после того, как их обеих одновременно бросили мужья... В том же 2015-м Фонда блистательно сыграла в картине Паоло Соррентино «Молодость», где ее партнерами были Харви Кайтел и Майкл Кэйн.

Помирилась она и с Тернером. В не­оконченном документальном фильме об основателе первого в мире новостного телеканала бывшие супруги обменивались шутками: «Боже мой, женщина, я был очень щедрым, никогда ничего у тебя не отбирал!» — «Да, ничего. Кроме моей нормальности», — парировала актриса. «Но не твое тщеславие», — не остался в долгу Тернер. Фонда в шутку предложила помочь ему найти подходящую подругу — уж она-то знает, как ему угодить. На что тот галантно ответил: «Я бы снова загнал сто лошадей, чтобы заполучить тебя...»

Статьи по теме:

 


Источник: Джейн Фонда: 60 лет борьбы за свободу
Автор:
Теги: Звезды - Частная жизнь борьба Год лет свобода фонд

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства