«Девушка без адреса»: подзабытый фильм Эльдара Рязанова, который стоит посмотреть
08:08 14 марта 2022
Вспоминаем один из самых ранних и малоизвестных фильмов мэтра.
"Девушка без адреса", 1958 Кадр из фильма
Молодой строитель Павел Гусаров
встречает в поезде, следующем в Москву, Катю Иванову – порядочную и решительную,
но чрезвычайно наивную девушку с гордым неуживчивым характером. Ощутив к
попутчице не только праздный интерес, но и неровное дыхание, юноша готов
продолжить знакомство и по приезде в столицу, но череда недоразумений разлучает
героев. Тем не менее влюбленный Паша вовсе не собирается сдаваться и решает
самостоятельно отыскать Катю в огромном городе.
"Девушка без адреса", 1958 Кадр из фильма
«Девушка без адреса» (1957)
Эльдара Рязанова далеко не самый известный фильм мастера. Более того – пожалуй,
даже основательно подзабытый, а потому определенно заслуживающий отдельного
разговора. Снятая вскоре после «Карнавальной ночи» (1956), превратившейся в супердебют
начинавшего тогда режиссера, «Девушка без адреса» стала всего лишь второй
самостоятельной полнометражной работой Рязанова и подтвердила давнее киношное
правило: успешно снять второй фильм гораздо сложнее, чем первый.
Чем эта картина способна привлечь
современного зрителя? Прежде всего, выдающимися актерами старой школы
(родившиеся до революции Сергей Филиппов, Рина Зеленая, Эраст Гарин и Зоя Федорова
делают здесь второй план ярче первого), монументальными пейзажами
постсталинской Москвы (запечатленной еще до массового строительства хрущевок) и
мюзиклообразной структурой сценария (тексты песен, исполняемых в кадре героями,
регулярно комментируют чаяния последних и движение сюжета).
"Девушка без адреса", 1958 Кадр из фильма
Нельзя не отметить и очевидные литературные
аналогии. «Девушка без адреса» отчасти и комедия положений (вспомните эпизод,
где жители коммуналки по ошибке принимают Пашу за злостного грабителя, спрятавшегося
в ванной), и «Золушка» (вспомните сцены в квартире Комаринских и последующее участие
Кати в дефиле), и трансформированная версия Ваньки из одноименного чеховского
рассказа, чья история перенесена во времени, продолжена в лирическом ключе и
реализована кинематографическими средствами в антураже хрущевской «оттепели». Как
и чеховский персонаж, притесняемая враждебным начальством и обездоленная Катя обращается
за помощью к единственному родному человеку, оставшемуся у нее на белом свете,
– дедушке. Как и у чеховского персонажа, дедушка рязановской героини – сторож: классический
«маленький человек», находящийся в подневольном положении и располагающий
крайне ограниченными возможностями. Но если Ванька просил деда забрать его из чужой
и жестокой Москвы к себе в родную и знакомую деревню, то Катя, напротив,
целенаправленно едет к деду из провинции в столицу. Если Иван Жуков по малости
лет отправил свое письмо «на деревню дедушке», то Паша после судьбоносной встречи
с Катей сам в некотором смысле превращается в беспомощного Ваньку, не знающего
адреса дорогого ему человека. Если у Ваньки изначально не было шансов связаться
с родственником, проживающим вдали, то Паша то и дело разминается с любимой то на
считанные секунды, то на считанные метры, не подозревая, что она совсем рядом. Интересно,
что у героев Рыбникова и Карпинской по прибытии в столицу появляется одна и та
же сюжетная цель – найти Катю в Москве. Только у Паши это стремление приобретает
буквальное значение (в прямом смысле отыскать адрес, по которому живет девушка),
а у Кати – фигуральное (найти себя, свое место и призвание в большом городе).
"Девушка без адреса", 1958 Кадр из фильма
Чем эта история смущает сегодня? Прямолинейным,
плакатным разделением персонажей по возрастному и классовому признаку. На
стороне молодых в картине по преимуществу рабочая эффективность, честность и
бескомпромиссность, на стороне зрелых и пожилых – бюрократизм, чванство и соглашательство.
Изображенные на экране типажи вроде непреклонных молодых идеалистов, для
которых личные принципы и выражение своей позиции выше любых уступок, умолчаний
и сопутствующих им выгод, вкупе с откровенной карикатурностью картонных образов,
к которым автор относится с нескрываемым пренебрежением, автоматически лишают
картину драматической глубины и рельефа, упрощают и, если угодно, уплощают ее. Кроме того, не вполне
понятно, насколько Рязанов был искренен как художник, столь грубо высмеивая мир
советского мещанства: не было ли это игрой в поддавки с цензурой и вынужденной
данью времени с его нараставшей модой на осуждение прежних сталинских порядков
и их бенефициаров? Неслучайно режиссер не слишком жаловал «Девушку без адреса»
и не любил о ней вспоминать. А мы вспомнили. И советуем пересмотреть, невзирая
на любые ее огрехи. В конце концов, не автору, а публике – и только ей одной –
решать, достойно ли каждое конкретное произведение народного внимания, любви и
памяти в веках.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)