"Триумф пошлости" – так назвала календарь, выпущенный к очередной годовщине Победы, одна весьма крупнотиражная газета.
Житель Москвы пожаловался, что в одном из детских садов повесили календарь, на котором изображены загримированные дети в военной форме.
В департаменте образования Москвы сказали, что это не было их директивой, администрация детского сада повесила календарь по собственной инициативе. И тем не менее, разгорелся скандал.
"Зачем вешать окровавленных детей там, где находятся малыши?" – вкрадчиво вопрошают гражданские активистки. "Не хотим ура-патриотизма!" – правильно угадывают их посыл родительницы.
В то же время многие издания и известные люди выступили в защиту календаря. Скандал по частному поводу превратился в очередную дискуссию о патриотизме и о патриотическом воспитании.
Как редактор детского журнала, привыкший сложные вещи объяснять просто, попробую за два шага прояснить ситуацию.
Шаг первый
Вот уже несколько тысяч лет человеческое общество устроено следующим образом. Вершину пирамиды, элиту общества, составляют жрецы и воины. Далее идут торговцы. Далее земледельцы и пастухи. Затем "все остальные".
В наше время жрецы – это учёные. Земледельцы и пастухи – все, кто производит материальный продукт. Торговцы вошли в их число, а место "над производством" заняли банкиры, финансисты. И только воины остаются воинами.
В обществе с перспективами роста и развития, как и тысячи лет назад, элитой остаются жрецы и воины. "Жрецы" обеспечивают технологию и идеологию ("зачем нужно делать то, что мы делаем"). "Воины" обеспечивают безопасность этого процесса.
Однако в обществе, стремящемся к кризису, элитой становятся "торговцы". Это когда накопление и выгода становятся важнее развития.
В кризисном обществе элита – артисты, для которых в традиционной общественной структуре и названия-то нет. ("Скоморохи"? "Ваганты"?) Это когда размывается идеология, и у общества исчезает цель.
Судите сами, к какому обществу принадлежим мы.
Шаг второй
Китайский военный теоретик и полководец Сунь-Цзы учил: "Лучшая война – та, которая не началась". В этом утверждении нет никакого пацифизма. Его смысл Сунь-Цзы объясняет дальше: "Лучшая война – разрушить замыслы противника. Худшая – осаждать крепости".
Попросту говоря, в драке противник может причинить урон тебе самому. Заставить его сделать то, что тебе нужно, без драки – вот лучшая война.
За замыслы общества отвечает его элита. Какая элита, такие и замыслы. Поэтому очень важно, чтобы элитой твоего противника были не учёные и воины, а хотя бы торговцы. В идеале – поп-певцы, топ-блогеры и телеведущие.
Вот почему так важно в обществе, которое ты желаешь подчинить своим интересам, понизить статус науки и статус армии.
Для этого – телепередачи про экстрасенсов, для этого – раздуваемые скандалы о "детях в военной форме" и многое, многое другое из того, что у нас происходит.
И пусть пропаганда патриотизма (как и любая другая) нечасто блещет вкусом, но в принципиальных вопросах важно иметь в виду, с кем ты. Со своим народом и со своей страной или "сам по себе"? Если "сам по себе", это просто значит, что за ниточки, привязанные к твоим рукам и ногам, дёргает кто-то другой.
И пусть "ниточки" с виду очень хорошие (скажем, некоммерческий фонд, помогающий больным детям или бездомным; так и должно быть, агентов влияния выбирают не дураки), а свои часто неуклюжи и движимы стремлением угодить начальству и выслужиться, всё равно надо быть за своих. Даже когда это трудно. Особенно – когда трудно.
Журнал "Лучик" поддерживает этот календарь. Однажды мы сами были в эпицентре подобного скандала. Не потому, что мы не любим детей и обязательно хотим их послать на какую-нибудь войну. Нет. Мы очень любим детей. И хотим, чтобы они жили в хорошей, сильной, умной, доброй и независимой стране. Мы верим, что победим.
Комментарии (0)