Вы не задумывались о том, как бы изменилась жизнь, если бы все люди вдруг стали одинаковыми? Обычно попытки привести все народы к общему знаменателю не приводят ни к чему хорошему. Вот и задуманное руководством СССР предприятие по превращению цыган в примерных колхозников в итоге закончилась провалом. При этом судьбы многих людей были искалечены. Почему же из представителей древнего народа не получилось советских землепашцев и животноводов?
Революция лишила доходов
Известный историк Николай Бессонов в своей работе «Цыгане в России: принудительное оседание» писал, что вопреки большевистской пропаганде все этнические группы кочевников негативно восприняли рабоче-крестьянскую революцию. Коммунисты не нашли общего языка с цыганами, хоть и не считали их классовыми врагами.
Вообще, идея всеобщего равенства плохо соотносится с менталитетом этого народа, который считает, что быть богатым и иметь много золота – это однозначно хорошо. После революции собственность многих зажиточных цыган была национализирована, а певцы и музыканты лишились клиентуры в лице дворян и купцов. Обнищавшее население страны почти ничего не покупало у лудильщиков и кузнецов, а также у других мастеров. И гадание на суженого стало интересовать девушек гораздо меньше, чем продуктовые карточки.
Согласно Всесоюзной переписи населения 1926 года, в стране насчитали 61 тысячу цыган. Хотя большинство специалистов полагают, что далеко не все представители данного народа попались на глаза сотрудникам статистической службы. А многие назвались греками, румынами, молдаванами, венграми и т.п. Эти люди издавна не доверяют властям, опасаясь преследований. Поэтому определить точное количество цыган, живущих в том или ином регионе, довольно сложно.
Попытка изменить народ
Цыганский табор не может постоянно находиться на одном месте. Традиционный образ жизни этого народа основан на регулярных переездах из города в город, торговле и других промыслах.
Первую попытку превратить кочевников в оседлых жителей власти СССР предприняли в 1926 году, когда союзное правительство издало постановление «О мерах содействия переходу кочующих цыган к трудовому оседлому образу жизни». А еще через два года вышло постановление «О наделении землей цыган, переходящих к трудовому оседлому образу жизни».
Доктор исторических наук Надежда Деметер считает, что советское правительство поначалу не планировало как-то притеснять представителей кочевого народа. Партийные боссы полагали, что достаточно предоставить цыганам возможность осесть на земле, и они изменятся сами собой. Тем более что никаких репрессивных мер к не желавшим становиться колхозниками и работниками трудовых артелей вышеназванные нормативные документы советского правительства не предполагали.
52 цыганских колхоза
В конце 20-х – первой половине 30-х годов ХХ века по всему СССР были созданы 52 цыганских колхоза. Каждой семье, пожелавшей иметь постоянное место жительства, выделялись земельные наделы и от 500 до 1000 рублей субсидий для обзаведения подсобным хозяйством. Тогда многие взяли деньги, но продолжили вести кочевой образ жизни. И лишь не более 5% цыган на деле стали колхозниками.
Например, на землях Талицкого сельсовета Липецкой области была организована сельскохозяйственная артель «Лолы чергэн» («Красная звезда»), в которую вошли около 50 работников. Однако, по воспоминаниям местных жителей, сами цыгане не трудились на полях. Для этого они нанимали жителей окрестных деревень. Собранный урожай колхозники государству не сдавали, а делили поровну на всех. Вышестоящее партийное руководство смотрело на это сквозь пальцы.
По мнению многих специалистов, главной ошибкой советской номенклатуры было то, что не были учтены особенности менталитета цыган и их склонность к определенным традиционным промыслам. Эти люди вовсе не были против труда. Они умели работать: выращивать лошадей, ковать садовый и огородный инвентарь, лудить и паять, заниматься другими ремеслами, а также торговать. Просто следовало правильно использовать цыганский потенциал, направить их энергию в нужное русло.
В некоторых регионах приказ сверху о коллективизации представителей этого народа местные власти поняли буквально. Людей насильно записывали в колхозы, отбирали их лошадей. Впрочем, цыганские колхозы просуществовали лишь до Великой Отечественной войны. После нее советское правительство признало этот эксперимент неудачным.
Репрессии для неблагонадежных
Как и многие народы СССР, цыгане тоже пострадали от репрессий 30-х годов ХХ века. И хотя формально их наказывали не за образ жизни, обвинения часто были связаны с традициями этого народа.
Так, к длительным срокам заключения с конфискацией всего имущества были приговорены ленинградские лудильщики. Их осудили за незаконную торговлю иностранной валютой. Дело в том, что осужденные принадлежали к этнической группе кэлдэрары, представители которой весь полученный доход обращают в золото. Из поколения в поколения в семьях лудильщиков копились монеты разных стран из драгоценного металла. Женщины этой этнической группы традиционно носят украшения, сделанные из таких монет, чтобы подчеркнуть свой достаток.
Некоторые цыгане до сих пор уверены, что большинство уголовных дел против них были сфабрикованы с одной целью – конфисковать золото.
По словам историка Николая Бессонова, с 23 июня по 3 июля 1932 года МВД СССР организовало облавы на всех, кого правоохранительные органы считали неблагонадежными гражданами. Крупные города – Москва, Ленинград, Минск, Одесса, Харьков, Киев – «очистили» от цыган. Около 5,5 тысячи человек были сосланы в Сибирь и на север Урала. Облавы прошли также во всех регионах Центральной России, в Молдавии, Крыму, на Украине.
Вот как поступили с теми, кто не пожелал стать колхозниками. Конечно, арестовали далеко не всех цыган, большинству удалось избежать репрессий, но это еще одна из причин, почему представители древнего народа не доверяют властям.
Оседлая жизнь или ссылка
Правительство СССР вернулось к решению цыганского вопроса в 1956 году, когда было принято постановление «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством».
Как отмечает доктор исторических наук Надежда Деметер, именно этот документ реально заставил всех советских цыган перейти к оседлой жизни. Потому что в отличие от предыдущих постановлений в нем были четко прописаны карательные санкции: до пяти лет ссылки за отказ выполнять указания правительства. И хотя странствующих цыган можно было встретить еще долго, они уже не вели исконный кочевой образ жизни. У всех этих людей появились паспорта и прописка.
Впрочем, в 50-е годы ХХ века исчезли экономические предпосылки для многих традиционных видов заработка цыган. Изделия кустарей не находили спроса из-за развития промышленного производства, на смену лошадям пришли машины и тракторы, дефицита тех или иных товаров тоже уже не наблюдалось. Ремесленничество, коневодство и торговля перестали приносить былые доходы.
Конечно, далеко не все местные власти были рады цыганам, пожелавшим осесть в их вотчине. Многие чиновники не хотели выделять землю, прописывать и трудоустраивать этих людей, так как были убеждены, что цыгане все равно не будут работать. Но руководство страны настояло на своем.
11 января 1958 года министр внутренних дел СССР Николай Дудоров направил в правительство и ЦК КПСС секретную записку, в которой отрапортовал о результатах проделанной работы. В течение 1957 года милиционеры поставили на регистрационный учет почти 71 тысячу цыган, большинство из них были прописаны и трудоустроены. А 305 человек отправили в ссылку за отказ добровольно перейти к оседлой жизни.
Орынганым Танатарова
Комментарии (0)