Первыми из европейцев в бассейн реки Конго прибыли голландцы. Они же рассказали о странной ненависти местных жителей к своим богам. Банту вбивали в свои идолы гвозди, сковывали их цепями и врезали в их священные лбы и животы зеркала. Европейцы поняли все так, как им хотелось: даже эти дремучие люди почти презрели идолопоклонничество, а значит, им как можно скорее нужно принести свет истинной веры. И Конго крестили — уже в XVI веке. Но идолы почему-то продолжают существовать до сих пор, а здешние племена продолжают вбивать в них гвозди. Потому что только так можно пробудить спящий фетиш — нкиси, точнее, нконди. Но не бойтесь запутаться, сейчас мы с ними разберемся.
Вы наверняка раньше видели эти фигурки — уродливые, пугающие и испещренные немилосердно вбитыми в них гвоздями. Они называются
Изначально нкиси был своеобразной переносной могилой. В далекие времена, когда банту поклонялись в основном предкам, дух особенно великого и сильного усопшего могли задержать для помощи потомкам. Для этого часть его праха или кость вкладывали в горшок или в фигурку. Фигурка при этом зачастую была абстрактной: например, кусок дерева с прикрепленными узлами, камнями и тряпками (образец такого есть на одной из фотографий ниже). Смысл такого нкиси был прост: в полукочевой жизни хочется быть уверенным, что сила предков не останется там, где их погребли. В общем, к этому предмету относились как к полноценной могиле предка. Это был своего рода протофетиш.
Со временем представления конголезцев о потустороннем изменились. Они начали почитать более абстрактных сущностей — духов и даже богов. Так что изменилось и назначение нкиси. Теперь он был нужен шаману, именуемому нганга, чтобы заточить в этом предмете дух, пойманный во время волшебных странствий. Это мог оказаться как дух предка (может быть, даже чужого, из соседней деревни), так и дух какого-нибудь сильного животного или даже демон. Тут уж как повезет — нганга тоже не всемогущ и довольствуется тем, что есть.
Еще через сколько-то сотен, а то и тысяч лет у нкиси возникло новое воплощение —
У этих фетишей-нкиси была еще одна не менее важная функция. В то время, пока они не преследовали и не карали преступников, шаман прятал яростных нконди на выходах из деревни. Конголезцы верили в то, что правильно построенное селение похоже на человека — не формой, а метафорически. Как и в человеческом теле, самая слабая часть деревни — отверстия, врата. И шаман защищает эти врата с помощью нконди. Так что они выполняют роль своеобразных турелей, бесконечно «расстреливая» свою магическую силу в ненасытных злых духов, которые всегда пытаются пробраться в деревню.
Этот нконди настолько могуч, что его даже не стали прятать
И, наконец, самая любопытная деталь: зачем жрецы вбивали в нконди гвозди? У этого есть довольно известное, но, кажется, ошибочное объяснение: якобы так колдун наказывает сидящего внутри духа и показывает свое превосходство. Возможно, это действительно так у живущих далеко на западе
Колдуны племени считали, что разбудить дух не так-то просто, для этого нужна волшебная искра. Железо было священным и напоминала банту о громе, а гвозди, таким образом, были и символом, и воплощением молнии. Шаман не мучал сидящих в нкиси духов, ведь духам невозможно навредить физически. Складывается забавная аналогия: каждый из вбитых гвоздей — это новая «батарейка», необходимая для нового ответственного задания по поиску и наказанию преступника. Даже сам термин «кома нлока» буквально переводится как «вбивать магию».
Комментарии (0)