В современной антропологии термин «кувада» обозначает особые ритуальные действия, выполняемые мужчиной, когда его партнерша беременна или рожает. Во время кувады представители сильного пола радикально меняют свой образ жизни и даже иногда сами имитируют беременность. Сейчас это явление встречается редко, в основном у народов, сохранивших языческие верования, но в старые времена ритуал был распространен повсеместно, в том числе в Европе.
Слово «кувада» (couvade) родом из французского языка, в котором оно дословно означает «высиживание яиц». Во Франции этот обряд существовал много столетий, в основном среди басков, населяющих юго-западную часть страны. Сейчас жители Пиреней о нем забыли и упоминание о куваде можно услышать лишь в старинных баскских сказках и песнях.
Так что если вы хотите поближе познакомиться с мужчинами, практикующими куваду, вам придется отправиться в Южную Америку или Юго-Восточную Азию, где несколько племен продолжают придерживаться традиций предков. Несмотря на то что ритуальная беременность повсеместно забывается, некоторые забавные обычаи, связанные с ней, существуют в разных уголках планеты, в том числе у народов, населяющих Сибирь и Поморье.
Кувада бывает разная
Существует множество различных форм кувады, начиная от мягкой, практически символической и заканчивая жесткими экстремальными формами. Самым простым и распространенным вариантом ритуала можно назвать пищевые запреты, накладываемые на будущего отца, пока его жена вынашивает ребенка. Также практикуют запреты на участие мужей беременных женщин в некоторых сельскохозяйственных работах.
Такую куваду можно и сейчас встретить в Индии, в регионе Траванкор. Там мужчины семь дней после родов супруги не допускаются к сельскохозяйственным работам и питаются исключительно фруктами. Еще сто лет назад у эскимосов Гренландии мужчинам было запрещено несколько недель охотиться и рыбачить с лодки, если в его семье ждут новорожденного.
И индусы, и эскимосы верили, что если правила не соблюдаются, то роженицу и малыша ждут серьезные проблемы и даже смертельная опасность. Иногда мужу нужно было принять более деятельное участие в родах. Например, на Руси муж перед рождением ребенка развязывал на своей одежде все узелки, чтобы помочь роженице благополучно разрешиться от бремени.Наименее хлопотной для представителей сильного пола разновидностью кувады был обычай изображать боль во время родов и требовать у окружающих утешения, подарков и угощений. Так «помогали» женам рожать парни некоторых африканских и южноамериканских племен.
Примерно также выглядело поведение мужчин у народов северного побережья Черного моря в эпоху античности. Аполлоний Родосский в своей поэме «Аргонавтика» писал о куваде следующее:
Мимо соседней земли тибаренов промчались герои.
Там всякий раз, когда мужу жена рожает ребенка,
Сами мужья, распростершись на ложах, стенают, прикрывши
Головы, жены ж, о них попеченье имея, их кормят
И омовенья готовят для них те же, что для рожениц.
В Смоленской губернии заходили еще дальше. Там мужчина во время родов жены залезал на полати, а повитуха привязывала к его гениталиям бечевку. Во время родовых схваток она за нее дергала, тем самым причиняя будущему отцу боль. У староверов-беспоповцев с верховьев Камы уже в 20 веке существовал обычай надевать на мужчину какую-то деталь одежды роженицы, чтобы магическим способом передать мужу часть ее боли.
Роды в русской деревне
Те же староверы иногда привлекали к куваде и случайных гостей, которые не совсем были рады невольному участию в обряде. В 2000 году этнографы записали рассказ мужчины, который был вынужден остановиться на ночлег в доме, где вот-вот должна была родить женщина.
Чтобы передать гостю часть ее мук, хозяева подмешали гостю в еду слабительное, отчего тот весь следующий день был вынужден больше сидеть под кустами, чем идти. Это было сделано потому, что мужа у роженицы не было и принять участие в куваде должен был посторонний человек, не входящий в семью. Дело было, кстати, в 20 столетии, а не в глухом Cредневековье. Обряд этот назывался у старообрядцев «робячьи муки».
Кормящий отец
Самым радикальным проявлением кувады можно считать полную имитацию мужчиной поведения беременной, роженицы и молодой матери. Мужчины жаловались на плохое самочувствие, укладывались в постель рядом с младенцем и имитировали кормление грудью.
Подобный обряд практиковали индейцы Карибских островов. Там мужчина 5 дней после родов жены лежал с младенцем рядом и полностью воздерживался от еды и питья. Потом он 5 дней подкреплял себя только маби — местным пивом из перебродившей коры дерева колубрина. Затем следовали 30 дней, когда к маби было разрешено добавлять плоды маниоки, а на 41 дней кувада заканчивалась травматичным ритуалом.
В знак завершения своеобразного поста родные и друзья новоиспеченного отца расцарапывали ему кожу острыми клыками животных и втирали в раны жгучий перец. Смывать ритуальный состав было запрещено, поэтому можно себе представить, что ощущал родитель.
Но не везде кувада была связана с истязаниями и голоданиями. Известный средневековый исследователь Азии Марко Поло так описывал поведение мужчин в семьях на юге Китая, где только что родился ребенок:«Родит жена, вымоют ребенка, укутают в белье, муж тут ложится в постель и ребенок с ним; лежит он 40 дней и встает только по нужде. Друзья и родные навещают его, остаются с ним, веселятся и потешают его. Делается это потому, что жена, говорят они, истомилась с ребенком во чреве, поэтому не следует ей мучиться еще 40 дней; и жена, как только родит, встает и начинает хозяйничать, да мужу в постели прислуживать».
Как объясняют куваду ученые
Изучать куваду начали относительно поздно — во второй половине 19 столетия. Этнографы выдвигали множество гипотез о происхождении этого обычая, но не могли прийти к общему решению. В самых ранних теориях ритуал называли пережитком матриархата, зародившимся в момент перехода к патриархату.
По мнению ученых мужей, мужчины, имитируя беременность и роды, воспроизводили типичную для матриархата логику наследования рода по материнской линии. Раньше, когда в обществе царил
Относительно недавно куваду начали трактовать как практику перераспределения власти. В патриархальном обществе деторождение унижает мужчин, которые во всем привыкли быть первыми. Таким образом, сильная половина пытается вернуть «статус кво» и доказать, что они ничем не хуже матерей.
Самые же современные научные исследования и вовсе отрицают связь различных проявлений кувады в разные эпохи в разных местах планеты. Этнографы считают, что явление слишком разнообразное и везде имеет свои особые корни, а загонять его в общие рамки — научная близорукость.Так или иначе, но кувада, существовавшая тысячелетиями, иногда проявляет себя необъяснимым образом в современных семьях. Известно, что в западном мире до 40% мужчин испытывают дискомфорт и даже боль, когда их партнерша рожает. На это явление не действуют даже расстояния — муж с женой могут находиться в разных полушариях, но при этом ощущать такую мистическую связь. Бывают и случаи послеродовой депрессии у мужчин, что объяснить также непросто.
Смотрите также —
Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш
Комментарии (0)