Морони. «Портрет Антонио Навагеро»
Гульфик представляет собой прорезь в передней части нижнего белья или брюк. Но какое отношение к искусству имеет эта деталь мужского гардероба? Самое прямое, ведь достаточно посмотреть на картины эпохи Возрождения, чтобы понять — на многих из полотен гульфик выступает едва ли не центральным персонажем. Во всяком случае, художники сделали все, чтобы привлечь внимание зрителя к паховой зоне героя картины. Интересно, почему?
Питер Брейгель Старший. «Свадебный танец»
История гульфика длинна и полна удивительных сюрпризов. Мастера живописи показывают нам настоящие шедевры средневековой моды — гульфик выполнен из стали, мягкой или жесткой ткани в виде округлости или продолговатой фигуры. Он выглядывает из-под полы камзола или дерзко торчит в складках пышных панталон, формами и размерами непрозрачно намекая на то, что вот этот мужчина — обладатель выдающегося мужского достоинства. И это происходило в эпоху строгих нравов, в обществе, которое придерживалось религиозных догм и даже показ небольшого участка оголенного тела считало чем-то развратным.
Семейный портрет Генриха Тюдора
В средневековой Европе мужчины ходили в льняных и шерстяных шосах или плундрах — они были похожи на женские чулки и крепились при помощи подвязок к поясу. В качестве нательного белья использовали брэ, заполнявшие пространство между шосами. Брэ, сорочка и верхняя одежда (длинные сюртуки, дублеты и плащи) скрывали мужские «причиндалы» от посторонних глаз. Но многие мужчины отказывались носить белье, что стало проблемой, когда дублеты укоротились, обнажив взору окружающих непристойности, прикрытые маленькими лоскутками ткани.
Бронзино. «Гвидобальдо делла Ровере»
В Британии парламент даже издал специальный указ, обязующий взрослых мужчин прятать срамные места. Так возникла острая необходимость в дополнительном элементе мужского гардероба, которым и стал гульфик. Изначальным его предназначением было сохранение строгих нравов и предотвращение плотского греха. Но не тут-то было.
Бернардино Лицинио. «Оттавиано Гримани»
Представители сильного пола приняли нововведение, быстро к нему привыкли и сделали самой примечательной деталью гардероба. Ведь теперь они могли продемонстрировать всем истинные размеры и формы мужского достоинства, не нарушив нормы этикета. И, тем самым, привлечь внимание дам или вызвать зависть соперников.
Гульфик на доспехах Генриха Восьмого
Гульфик преобразился до неузнаваемости. Функцию формально сохранили, ведь впервые он был использован на ратном поле как деталь металлических доспехов, защищающая паховую зону воина от вражеского копья. Теперь же его делали из ткани в виде отдельного элемента, пристегивающегося к костюму. Модники украшали гульфик драгоценными камнями и изысканной вышивкой, иногда даже использовали его в качестве кармана и хранили в нем деньги, ценные вещи и даже лакомства (фрукты, оливки, орехи). Щеголь мог спокойно достать из гульфика грушу и угостить собеседника, что воспринималось вполне адекватно.
Витторе Карпаччо. «Молодой рыцарь на фоне пейзажа»
В рекордные сроки гульфик стал символом маскулинности. Богатые и знатные мужчины не жалели на главное украшение ни денег, ни фантазии. Ведь нужно было показать статус и мужское превосходство. И не только в быту, но и при позировании для портретов. Художники того времени тщательно прорисовывали паховую зону, красноречиво демонстрируя обществу достоинства персонажа. Вот, на полотне изображен Генрих VIII, известный своим жестким характером и сексуальным мастерством. Ганс Гольбейн Младший показал всю силу, мужественность и потенцию короля в одной простой детали — в великолепном гульфике.
Ганс Гольбейн Младший. Henry VIII
Популярность гульфика, однако, не была слишком долгой. Под давлением моралистов и церкви мужчинам пришлось обуздать свои вкусы и постепенно отказаться от столь явной демонстрации своей потенции.
Питер Брейгель Старший. «Страна лентяев»
Пармиджанино. «Пьер-Мария Росси, граф де Сан Сегундо»
Полотна средневековых мастеров с изображением гульфика часто выставляют на торги известные аукционные дома.
Комментарии (1)