Город Чернобыль, в судьбе которого переплелись жизни королевских особ и простых крестьян, католиков и иудеев, православных и староверов, украинцев и русских, австрийцев и поляков, не всегда ассоциировался с трагическим взрывом на атомной электростанции.
Первое упоминание
Первое достоверное упоминание о Чернобыле обнаруживается в датированной 1193 годом Ипатьевской летописи. В этом документальном источнике Киевской Руси зафиксировано следующее: «Князь Вышгородский и Туровский Ростислав – сын Большого князя Киевского Рюрика ехал с ловом от Чернобыля к Торцийска».
В то же время некоторые исследователи, в том числе Лаврентий Похилевич, полагают, что о Чернобыле только под более старым названием Стрыжев, говорилось ещё в Лаврентиевской летописи 1127 года.
Топоним
Согласно первой теории название городу подарила бурно растущая в данной местности полынь, которая из-за черноватых былинок на стебле, иначе именуется чернобыльником.
Приверженцы иного мнения, полагают, что своё зловещее наименование, которое они расшифровывают как «Чёрная быль» город получил не случайно. Ссылаясь на Библию, они отмечают, что имеющая горький привкус полынь, символизирует собой не что иное, как наказание Господне и суд Божий над ослушниками. Более того, сторонники религиозной подоплёки, доказывают, что ещё в Новом Завете обнаруживаются пророчества относительно катастрофической судьбы Чернобыля. В качестве факта они приводят Откровение Иоанна Богослова, в котором сказано: «Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь», и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки». Эти древние слова религиозные люди интерпретируют как точное описание трагедии, при которой вырвавшиеся наружу радионуклиды, осев, заразили собой местную землю и воду.
Еще одна версия связывает название Чернобыля с древним людоедским племенем меланхленов, живших в его окрестностях 400-500 лет до нашей эры. По заверению некоторых историков, представители этой общины предпочитали носить короткие чёрные плащи, из-за чего их именовали черноплащниками или черноодетыми. Отсюда эти исследователи сделали вывод, что все города, в названии которых присутствует корень «черн» имеют непосредственное отношение к меланхленам.
Древнее поселение
По мнению исследователей, первое поселение на месте Чернобыля возникло в эпоху раннего железа (VII-III столетие до нашей эры) и относилось к милоградской культуре. Свидетельствами этого являются остатки древнеславянского водворения, представленные земляными валами и курганами, внутри которых было обнаружено железное вооружение. И только один искусственный холм скрывал под толщей земли клад – серебряные римские монеты времён правления императоров из династии Антонинов.
Староверы
В 1775 году, когда Чернобыль был частью Речи Посполитой, с подачи градоначальника Яна Ходкевича, он стал пристанищем для старообрядцев из белорусского селения Ветка. Притесняемые властями Российской империи раскольники во главе с фанатиком Илларионом Петровым по прозвищу «Коровьи Ножки» возвели в чернобыльских лесах обнесённые двумя земляными валами скиты, построили церковь св. Филиппа, а при ней основали мужской монастырь.
Получившая название «чернобыльской» секты эта старообрядческая братия придерживалась крайне вызывающих взглядов. Её членам было запрещено служить в армии, молиться за царя, иметь паспорта и давать присягу.
Проповедовавший скорое пришествие антихриста, а вместе с ним и наступление конца света Илларион с частью сподвижников спустя некоторое время перебрался в Австрию, где ему покровительствовал сам император Иосиф II. Оставшиеся в Чернобыле старообрядцы вплоть до 1986 года продолжали жить по заветам предков в таких компактных селениях близ города как Спасова слобода, Глинка, Бычки, Красиловка, Замошня.
Хасиды
В исторических источниках сохранились данные, о том, что первые евреи появились в Чернобыле после 1566 года, когда польский король Сигизмуд ІІ Август за особые военные заслуги подарил город и владения вокруг него оршанскому старосте Филону Кмите.
Став хозяином обширного имения с замком, военачальник стал заселять его людьми, в числе коих были поляки и евреи. К концу XVII века иудеи уже упоминались как арендаторы, в отношении которых казацкий полковник В. Искрицкий в 1691 году устраивал погромы. К 1765 году в Чернобыле насчитывалось 696 евреев, а ревизия 1847 года, когда данная местность уже находилась под крылом Российской империи, показала, что их община достигла 3 482 человек.
Увеличению числа местных евреев способствовал тот факт, что в XVIII веке Чернобыль превратился в важнейший центр хасидизма, куда съезжались адепты не только с Украины, но и с других уголков земли.
Обличая формализм раввинов, Исраэль Бешт на основе каббалистического учения придумал альтернативный вариант иудаизма — хасидизм, фокус которого перемещался на мистические элементы, проявлявшиеся через религиозный танец, песню или восторг.
Хасиды считали связующим звеном между Богом и вселенной конкретного цаддика (учителя), которого каждый избирал для себя сам. Но сделав однажды выбор, человек уже не мог его изменить, и оставался верным своему учителю, как при его жизни, так и после смерти.
Одним из последователей Исраэля Бешта был странствующий рабби Менахем Нахум Тверской, которому суждено было стать главным проповедником хасидизма в Чернобыле. Осев в этом скромном городке, он занимался благотворительностью, помогал выйти замуж невестам из бедных семей, выкупал пленных, вызволял из заключения тех, кто сидел за долги, и вообще вёл очень скромный образ жизни. Чего нельзя было сказать о его преемнике и сыне ребе Мордехае Тверском, который обустроил в Чернобыле роскошный хасидский двор, где останавливались тысячи паломников из Польши и Украины. Кстати, каждый из них должен был заплатить специальный налог, шедший на содержание его резиденции.
Чтобы представить себе какой популярностью пользовались местные цадики, можно обратиться к книге Николая Черниговца «Чорнобиль - м i сто без майбутнього?», в которой сказано: «Чернобыльские евреи, как и везде, по-своему набожны и фанатичны. По праздникам они, почитая город своим, ходят по улицам и площадям в богослужебных одеждах: таласах и кителях. А главная синагога и все церковные школы наполнены молитвенными криками по целым дням и ночам, хотя бы это стесняло других».
К 1919 году от былого величия еврейской общины Чернобыля не осталось следа. Постоянные антисемитские погромы заставили хасидов перебраться отсюда в более спокойные местечки. Однако в городе оставались могилы-склепы пяти цаддиков, одна из которых по неизвестным причинам была разрушена незадолго до злополучного взрыва на АЭС. И немудрено, что тут же появились люди, связавшие эти два события, и сделавшие вывод о том, что авария на четвёртом энергоблоке - это Божья кара за вандализм.
Ашхен Аванесова
Комментарии (0)