Разведчики государств-антагонистов готовились по разным программам, цель которых была одна – принести как можно больше пользы своей стране, работая на чужой территории.
«Быть хорошим со всеми»
Журналист, писатель и историк разведки Александр Васильев, автор двух книг, где фигурируют архивы Комитета государственной безопасности СССР (он 3 года, 1987 по 1990-й, был сотрудником ПГУ КГБ, с середины 90-х с семьей живет в Великобритании), говорил в интервью норвежскому журналисту издания VG, что в Краснознаменном институте имени Ю. В. Андропова, где он 2 года учился в конце 80-х, готовили незаметных разведчиков, которые должны были уметь скрывать «свою шпионскую сущность», и отнюдь не посредством смены париков, нацепления темных очков и тому подобного внешнего преобразования.
Помимо преподавания иностранных языков, политики и экономики, по словам Васильева, в андроповском институте их учили вербовке агентов, для чего использовались ролевые игры – старшие офицеры играли роль претендента на вербовку или уже завербованного. Вербовку Александр Васильев называл самой сложной дисциплиной, поскольку она требовала для курсанта особой психологической подготовки и способности к познанию человека как личности. Главной сложностью за годы учебы экс-разведчик считает выработку умения «быть хорошим со всеми» – этого требовала и будущая профессия для налаживания и поддержки контактов. Шпион, не умеющий уживаться с каждым человеком из своего окружения, хорошим разведчиком быть не сможет, – так, по словам Васильева, учили их в институте.
Два года назад сайт The Interpreter опубликовал ряд документов с грифом «секретно» (перевод сканированных брошюр), которые свидетельствуют о деталях подготовки агентов КГБ в 70-е – 80-е годы прошлого века. Краткий пересказ содержания шести брошюр спустя несколько дней после публикации за рубежом привела «Медуза». В первой советских разведчиков учили, как распознать подставу в процессе разработки зарубежной агентуры. Во второй книжице выпускников школ КГБ посвящали в детали вброса дезинформации, как устной, так и «документальной». Брошюра «Политическая разведка с территории СССР», в частности, обращала внимание на нюансы вербовки советских граждан. В «Связи с агентурой» детализировались особенности подбора мест для общения с агентами. Агентов КГБ даже учили... «воспитывать» агентов-вербовщиков, на которых, уточнялось в методическом пособии, постоянно влияет буржуазная модель поведения, курсантов учили применять к таким клиентам индивидуальный подход. Также в работе внешней разведки КГБ должен был использоваться Советский комитет по культурным связям с соотечественниками за рубежом, будущим резидентам на конкретных примерах показывали, как надо и не следует действовать с сотрудниками данного учреждения в предлагаемых обстоятельствах.
«Ферма» по «выращиванию» разведчиков
В книге публициста Виктора Попенко «Секретные инструкции ЦРУ и КГБ по сбору фактов, конспирации и дезинформации», основанной, как указывает сам автор, на мемуарах бывших секретных агентов ЦРУ, которые они написали в постсоветский период, подробно рассказывается о системе подготовки агентов ЦРУ. Попенко приводит особенности практики в американской школе, называемой «Фермой».
«Ферма» расположена в штате Вирджиния, в местечке Кэмп Пери. Курсанты учебного центра, как и в школе КГБ, изучают здесь иностранные языки и другие дисциплины (разведка, конспирация, полувоенные и психологические операции), за каждым из них закреплен инструктор-консультант, отмечающий сильные и слабые стороны будущего агента. Официально в разведшколе учатся год, но «доводят» агента до «боевой» готовности потом еще несколько лет. В «Ферме» занимаются физической и стрелковой подготовкой (в том числе, и стрельбой из особых, «шпионских», видов оружия). Физподготовка включает в себя игры в баскетбол, волейбол, тяжелую атлетику. На занятиях рукопашным боем из курсантов не стремятся сделать мастеров вроде Брюса Ли – общий курс самообороны достаточен для подготовки агента, чтобы он смог дать отпор в случае внезапного нападения противника.
В книге Виктора Попенко опубликованы даже графические инструкции по изготовлению тех или иных шпионских «штучек», которым учили курсантов «Фермы». К примеру, целая глава посвящена изготовлению ключей с помощью разного рода оттисков. В качестве материалов для оттиска предлагалось использовать пластилин, стенс (это вещество применяется в практике стоматологов-зубопротезистов), силиконовую пасту, полимеры, гипс...
Современные историки спецслужб считают, что определенный дисбаланс между количеством мемуаров бывших агентов КГБ и ЦРУ, мешающий взвешенному и детальному сравнению методик работы разведшкол СССР и США, связан с тем, что бóльшая часть информации о деятельности учебных подразделений по подготовке разведчиков в Советском Союзе до сих пор остается засекреченной либо подается авторами воспоминаний тенденциозно, сухо и без необходимых подробностей.
К примеру, Олег Хлобустов, ветеран спецслужб, окончивший вышеупомянутую Высшую школу КГБ СССР имени Ф. Э. Дзержинского (впоследствии вуз переименовали в честь Юрия Андропова) и отслуживший в органах госбезопасности 35 лет, посвятил в своей книге о феномене генсека-чекиста своей альма-матер, школе по подготовке разведчиков, целую главу. Она содержит общие, в значительной степени, биографические и идеологические описания становления и работы вуза – понять, чем именно и насколько плотно там занимались курсанты, из данного повествования нельзя.
Николай Сыромятников
Комментарии (0)