Чего не отнять у студии Marvel и Кевина Файги, бессменного продюсера ее расширенной вселенной, так это умения выстраивать рекламные кампании. Загадочные интервью, интригующие ролики намекают на заоблачный потенциал новых картин, порождают кучу фанатских теорий и обсуждений и приводят толпы фанатов в кино. Те боятся спойлеров и стараются как можно быстрее посмотреть новые фильмы, принося кинотеатрам и продюсерам деньги даже до премьеры.
«Нет пути домой» по накалу ожиданий, кажется, если и уступал последним «Мстителям», то ненамного. Шутка ли, на экране встречаются злодеи из разных киносерий о Питере Паркере — историй, до этого никак не связанных, существующих в своих мирах. Отдельные вселенные до этого пересекались на страницах комиксов, но в кино такое развлечение в новинку.
«Человек-паук: Нет пути домой», реж. Джон Уоттс, Marvel Кадр из фильма
Несколько месяцев обсуждений и практически покадрового анализа трейлеров — и вот долгожданный фильм наконец-то на экранах. Он заигрывает с поклонниками Паучка, щеголяет дорогими компьютерными эффектами, завидным актерским составом и обилием шуток, но масштабные события приводят к восстановлению статуса кво, а повествование в целом напоминает «схлопнутый» до двух с половиной часов сезон сериала, лишенного хоть какого-то авторского видения — как сюжетного, так и визуального. Посмотрели? Ждите следующего фильма.
Паук и компания
«Человек-паук: Нет пути домой», реж. Джон Уоттс, Marvel Кадр из фильма
«Нет пути домой» начинается ровно там, где закончилась вторая часть. Весь мир знает, что Человек-паук — это Питер Паркер, а некоторые уверены, что он намеренно убил Мистерио. Это предсказуемо привлекает к парню внимание прессы и обычных людей. Кто-то им восторгается, кто-то ненавидит, кто-то пытается использовать его популярность в корыстных целях. Скандал затрагивает не только Паркера, но и его девушку Эм Джей и лучшего друга Неда, а ведь им как раз нужно поступать в колледж.
Питер чувствует вину и решает попросить о помощи доктора Стрэнджа, ведь тот наверняка должен знать заклинание, способное решить его проблемы. Заклинание находится — Стрэндж может сделать так, чтобы все забыли, кто такой Человек-паук. Подвох в том, что забудут абсолютно все: и Нед, и Эм Джей и даже тетя Мэй — люди, на которых Питер полагался как на помощников и эмоциональную поддержку.
«Человек-паук: Нет пути домой», реж. Джон Уоттс, Marvel Кадр из фильма
В самый ответственный момент он меняет заклинание, и в результате в мир фильма притягивает злодеев из параллельных вселенных. Здесь и начинается самое веселье. Местный Питер, следуя своим принципам, взаимодействует с пришельцами из иных миров совсем не так, как можно было бы ожидать, но в духе морали Человека-паука.
Совсем не в духе своих образов ведут себя злодеи. Характеры Зеленого гоблина, Электро, Песочного человека, Отто Октавиуса и Ящера, по сюжету вырванных прямиком из концовок оригинальных фильмов, преобразились, чтобы вписаться в уже привычный для Marvel тон — они постоянно острят, обмениваются саркастическими репликами и расщепляются на тонны пасхалок. Это весело, но до боли напоминает фанфик и ломает иллюзию — поверить в то, что это именно те персонажи, к которым мы привыкли, сложно.
«Человек-паук: Нет пути домой», реж. Джон Уоттс, Marvel Кадр из фильма
Постепенно следить за тем, что именно хочет каждый из них, становится невыносимо сложно. В какой-то момент перестаешь даже пытаться: они плохие, а наши герои — хорошие. Хорошие должны победить плохих, а в чем состоит их конфликт — уже не так важно.
Это не значит, что у фильма не получается достигнуть желаемого — местные шуточки забавные, отсылки к прошлым картинам приятно сводят олдскулы, и чем больше вы знакомы с мифологий разных киноверсий Паука — тем лучше.
«Человек-паук: Нет пути домой», реж. Джон Уоттс, Marvel Кадр из фильма
К сожалению, нагромождение персонажей и нескончаемые потоки острот сводят на нет те немногие моменты, когда «Нет пути домой» пытается напирать на драматизм. Прокачанный в блокбастерных делах композитор Майкл Джаккино изо всех сил старается выжать зрительскую слезу, включая в качестве саундтрека оглушительную и нарочито сентиментальную оркестровую музыку, но она слишком шаблонна и навязчива, так что можно невольно начать закатывать глаза. Пронзительностью некоторых мелодраматичных эпизодов «Пауков» Сама Рэйми и Марка Уэбба тут и не пахнет. Остается ждать, когда «Нет пути домой» перестанет притворяться и вернется к шуточкам.
«Человек-паук: Нет пути домой», реж. Джон Уоттс, Marvel Кадр из фильма
Во многом это происходит потому, что фильму просто некогда остановиться и «подышать». Зрителю не дают как следует осмыслить, что произошло. Каждый кадр и каждая сцена остается на экране минимальное количество времени, чтобы обрести хоть какой-то смысл, а после фильм стремительно переходит к следующей сюжетной точке — нельзя терять ни минуты. Невольно жалеешь, что у режиссера Джона Уоттса не было хотя бы шести часовых серий для этого сюжета. Может быть, тогда драматические линии заиграли бы новыми красками.
Тем более странно выглядят претензии к прошлому фильму Marvel — «Вечным» Хлои Чжао. За свои два с половиной часа ей удалось рассказать трогательную и масштабную историю, почти не полагаясь на существующую мифологию.
«Вечных» ругали за затянутость. Новому «Пауку» это точно не грозит.
Только в кинотеатрах
«Человек-паук: Нет пути домой», реж. Джон Уоттс, Marvel Кадр из фильма
Стремительность вредит не только истории, но и визуальному решению. Количество «тяжелых» в графическом плане сцен впечатляет. Тут и взрывы, и симуляции материалов, и цифровые дублеры, и много чего еще. Наверняка, если считать ценность фильма по количеству вложенных в него человеко-часов, соперничать с ним смогут немногие.
Стоит отдать «Нет пути домой» должное. В отличие от многих проектов Marvel, местные экшн-сцены почти не кажутся придуманными отдельно от истории. Большинство из них прочно вплетены в сюжет, из-за чего фильм выглядит как минимум целостно. Самые роскошные графические решения привычно связаны с доктором Стрэнждем. У него наконец-то снова появилась возможность заигрывать с пространством, закручивать города и ломать геометрию — до этого наработки его сольного фильма будто бы забыли.
«Человек-паук: Нет пути домой», реж. Джон Уоттс, Marvel Кадр из фильма
Впрочем, местный экшн запросто скатывается в традиционное для Marvel мельтешение компьютерной графики. Авторы, к примеру, даже не попытались воссоздать впечатляющую аниматронику фильмов Рэйми — щупальца Октавиуса теперь исключительно нарисованные. Ящеру с Песочным человеком не повезло особенно — местами они выглядят просто уродливо. Это только еще раз заставляет с теплотой вспомнить сцену рождения последнего из «Человека-паука 3» Рэйми. Да, может быть, ей далеко до современной технологичности, но в плане изобретательности и режиссерской постановки она сильнее, чем весь «Нет пути домой». Сейчас же Песочный человек выглядит смешно, а не трагично, и его графическое исполнение это только подчеркивает.
«Человек-паук: Нет пути домой», реж. Джон Уоттс, Marvel Кадр из фильма
Нарочитая простота и беззубость постановки пронизывает нового «Паука». Эстетически фильм решен, мягко говоря, бледно. Диалоговые сцены сняты сплошь крупными планами и разочаровывающе некинематографичны. Оператор Мауро Фиоре, лауреат «Оскара» за «Аватара», освещает актеров и декорации стандартно, у большинства сцен нет текстуры и сколько-нибудь выделяющегося стиля. Подобно местному монтажу, его работа в первую очередь преследует эффективность — больше информации в ущерб сколько-нибудь узнаваемому визуалу.
«Человек-паук: Нет пути домой», реж. Джон Уоттс, Marvel Кадр из фильма
В экшн-сценах нет «веса»: бесплотная камера летает за цифровыми дублерами актеров и полностью полагается на технологичность работы студий компьютерных эффектов. В эти моменты о каких-либо режиссерских решениях можно забыть — то же самое мог выдать любой постановщик. Из фильма напрочь пропадает режиссер Джон Уоттс — остается только продюсер Кевин Файги. Когда-то такое можно было назвать сериальностью, но теперь многие сериалы выглядят куда интереснее.
«Человек-паук: Нет пути домой», реж. Джон Уоттс, Marvel Кадр из фильма
Сюжетно события «Нет пути домой» влияют на киновселенную Marvel мало. Фактически в конце все возвращается на круги своя с лишь небольшими изменениями. На выходе получается хорошее сиюминутное развлечение, которое особенно порадует тех, кто внимательно следил за всеми приключениями экранных Людей-пауков с 2002 года, а для остальных — задорным, но ничем не выделяющимся блокбастером, к тому же перегруженным персонажами.
В самом конце после титров тут показывают трейлер второго «Доктора Стрэнджа», который в этот момент активно готовит к выходу режиссер Сэм Рэйми. Нам обещают события вселенского (мультивселенского?) масштаба. Скорее всего, снова лукавят. Все равно посмотрим.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)