Буллинг в школе и в сети: ученые развенчали популярные мифы
11:20 23 марта 2022
Исследователи узнали, почему жертвы травли хранят молчание.
123RF/legion-media.ru
Ученые-педагоги из
Уральского федерального университета взялись исследовать непростую и весьма
болезненную для многих тему – травлю среди школьников. Результаты исследования,
уверены специалисты, помогут родителям и учителям вовремя и адекватно реагировать
на случаи буллинга и, возможно, даже предотвращать их.
Эксперты опросили более
1760 учеников средних школ с 1 по 11 класс, а также учащихся средних
специальных учебных заведений Екатеринбурга и Свердловской области. В анкете
предлагалось ответить, становились ли дети жертвами или участниками травли в
реальной жизни и в сети, в какой роли выступали, какие чувства при этом испытывали
и какие действия предпринимали.
При анализе выяснилось,
что несовершеннолетние чаще оказывались вовлечены в школьную травлю и реже
участвовали в агрессивном преследовании в интернете. Это ставит под сомнение
распространенные мифы о поведении детей и подростков в сети.
«Можно считать преувеличенным мнение о том, что анонимность интернет-коммуникаций и/или отсутствие физического контакта и, соответственно, ощущение безнаказанности, возникающее у агрессора, представляют особую психологическую угрозу»,
– заявил профессор кафедры организации работы с молодежью УрФУ и глава
научной группы Владимир Назаров.
Исследование
показало, что жертвы травли чаще всего не предпринимали никаких действий, чтобы
как-то разрешить ситуацию. Более 65% тех, кто подвергался нападкам, чувствовали себя
непонятыми, отвергнутыми и одинокими. Около 40% боялись идти в школу, еще 30% –
испытывали сильный страх при мысли о встрече с одноклассниками,
говорится в
сообщении пресс-службы университета.
Зачинщики
буллинга также признались в сильных чувствах. Более 75% заявили об острой неприязни к жертве, желании причинить вред и унизить.
Ученые подчеркнули, что не всегда испытываемые эмоции влекли за собой реальные
действия.
Чаще
всего в реале жертвы травли сталкивались со словесными издевательствами, на
втором месте – причинение физического вреда или вещам. В сети зачинщики
пользуются фейковым аккаунтом и с его помощью посылают жертве оскорбления и
угрозы. Еще одной формой кибербуллинга является игнорирование сообщений
абонента в групповых чатах и социальных сетях.
Сотрудники
университета разделили участников травли на три крупные группы – жертвы, свидетели
и преследователи. Первые две следуют своим ролям как в реальной жизни, так и в
киберпространстве. Преследователи чаще меняют позицию и выступают в качестве
подстрекателя или агрессора. Исследователи отметили, что в интернете и агрессор, и жертва могут действовать анонимно, причем порой жертва
переходит к роли агрессора. Наименее выражена, отметили ученые, роль
рядового участника – того, кто действует по чужой указке,
не занимая лидерской позиции в процессе травли.
«Мы осознаем, что далеко не каждый респондент придерживается правды даже при анонимном анкетировании. Не все готовы признать себя жертвой травли, тем более зачинщиком, инициирующим и координирующим ее, и даже рядовым участником и свидетелем буллинга и кибербуллинга. Кроме того, свидетели могут просто не обращать внимания на то, что происходит в их классе»,
– отметила участница исследований, старший
преподаватель учебно-научного центра «Информационная безопасность» УрФУ Наталья
Авербух.
В
университете подчеркнули, что исследование создает основу для будущих
научных работ. Планируется изучить мотивацию детей, участвующих в травле, а также
разработать методы защиты.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)