Если верить советскому кинематографу, то мотоциклы с установленными на них пулеметами были в основном в подразделениях вермахта. Немцы активно применяли мотоциклистов во Второй мировой подобно тому, как веком ранее использовалась легкая кавалерия: для разведки, следования в авангарде, сопровождения, захвата важных объектов. Но подобные моторизованные соединения с первых дней войны существовали и в РККА. Правда в тяжелых оборонительных боях первых военных лет они не были особенно востребованы. Время «мотоциклистов Сталина», как их называли, пришло в 1944 году.
Мотоциклетные полки в СССР
Как пишет Олег Курихин в книге «История отечественных мотоциклов», первые мотоформирования появились в РККА лишь в 1940 году — ранее стране попросту не хватало мощностей для промышленного производства мотоциклетной техники. Но и к началу Великой Отечественной проблема не была решена — некоторые сформированные мотоциклетные полки, несмотря на название, мотоциклов не имели. Серийный выпуск достаточно мощного и тяжелого для участия в боевых действиях мотоцикла М-72 был освоен в СССР лишь весной 1941 года.
Но и тот не был полностью собственной разработкой. Его скопировали с немецкого BMW R71, который в 1941 году в частях Вермахта активно заменялся обновленным BMW R75. Полностью повторив конструкцию, советская промышленность, к сожалению, не имела возможности повторить немецкое качество. Ситуацию удавалось компенсировать за счет ленд-лизовской техники. Кстати, мотоциклетные полки стали одними из немногих соединений РККА, где иностранная техника использовалась так массово. Помимо «Харлеев» в их составе были джипы «Виллис» и «Студебеккер», танки «Валентайн», бронетранспортеры М2 и М3.
Первые сражения
В первые дни и даже годы войны сведения о мотоциклетных соединениях носят обрывочный и нерегулярный характер. Все чаще они упоминаются в числе потерь. Оно и понятно — легкие мобильные соединения не очень подходили для удержания оборонительных рубежей и остановки танковых клиньев противника. Да и для серьезных контрударов использовать их было сложно. Но сражались мотоциклисты храбро.
Так, например, в архивных документах, доступных на сайте «Память народа» есть информация о подвиге 7-го отдельного мотоциклетного полка, соединения которого с начала июля 1941 года сражались в Карелии, предприняли успешное контрнаступление в районе реки Видлица и сумели отбить у немцев ЖД-станцую Салми и несколько населенных пунктов. После того, как наступление выдохлось, мотоциклисты прикрывали отход основных сил, ведя бой с превосходящими бронетанковыми силами противника. Для многих из них тот бой стал последним…
Мотоциклисты на марше
Все изменилось в 1944 году, когда РККА на всех фронтах перешла в массированное и уже неудержимое наступление. Тогда мотоциклетные подразделения оказались как нельзя кстати. Расформированные и переформированные в 1941-42 гг. полки сформировали вновь. На улучшенных М-72, лендлизовских Харлеях, трофейных БМВ и Цундапах они стали летучей гусарской конницей армии: захватывали опорные пункты, мосты и переправы, первыми врывались в города и населенные пункты, осуществляли разведку боем и организовывали рейды по вражеским тылам, сея панику.
Стандартная тактика на марше была следующей: в авангарде двигались рота пулеметчиков и взвод минометчиков — все на мотоциклах, батарея легких самоходок Су-57 на базе американского БТРа и батарея ЗиС-3 вместе с артиллеристами и саперами на грузовиках. В первом эшелоне главных сил было уже две мотоциклетных роты, не считая артиллерии, самоходок, ремонтно-саперных машин, грузовиков с топливом и боеприпасами. Второй эшелон — командный состав, рота управления и танки, а следом санитарные машины и еще грузовики с топливом и боеприпасами. Такой полк был полностью автономен, мог отрываться на 150-200 км от основных сил и самостоятельно решать многие боевые задачи.
Мотоциклисты против бронетехники и авиации
Так, например, действовал 4-й отдельный мотоциклетный полк при взятии румынских городов Бырлад и Фокшаны. По воспоминаниям одного из участников тех событий, лейтенанта Михаила Старикова, в августе 1944 года стремительный «наскок» передовой заставы полка позволил выйти к аэродрому у Бырлада. Там, воспользовавшись паникой противника, мотоциклисты с приданными ими танками сумели уничтожить 8 самолетов. Потом, дождавшись подхода первого эшелона, развили наступление, выйдя к центру города и захватив железнодорожную станцию. Всего в той операции на счету мотоциклистов 500 уничтоженных подвод, почти четыре десятка машин, несколько танков и самоходок, более 150 солдат и офицеров.
И это лишь один пример, а ведь полку довелось повоевать в Польше, участвовать в Венской и Пражской наступательных операциях, а закончили войну мотоциклисты в Маньчжурии — на территории современного Китая.
Ярослав Горбунов
Комментарии (0)