«Банды Нью-Йорка»: брутальный киношный мир, в котором не хотелось бы оказаться вживую
14:29 29 марта 2022
На экране хороши все, но Дэниел Дэй-Льюис по обыкновению вне конкуренции.
«Банды Нью-Йорка», реж. Мартин Скорсезе Кадр из фильма
Размышляя о кинематографической
форме «Банд Нью-Йорка» (2002), трудно утверждать, что Мартин Скорсезе в этой
картине чем-то принципиально удивляет зрителя как постановщик. Обилие масштабных
панорам с крана, длинные планы со сложным мизансценированием и изощренным
внутрикадровым монтажом, живописные кадры-метафоры, визуальные лейтмотивы-«закладки»
и интертекстуальные отсылки к фильмам друзей, мимолетные режиссерские камео,
параллельный монтаж кульминации сюжета (атрибут криминального киноэпоса в духе
«Крестного отца» (1972)) и, конечно, самые разные киношные детали, снятые так,
что, кажется, стоит протянуть руку к экрану и коснешься фактуры, заключенной в
границы объектива, – все это фирменный Скорсезе.
«Банды Нью-Йорка», реж. Мартин Скорсезе Кадр из фильма
Как и любое большое кино, «Банды
Нью-Йорка» походя охватывают самые разные темы: месть и милосердие, уважение и
презрение, честь и предательство, свои и чужие, отцы и дети, сила и слабость, свобода
и рабство, война и мир, закон и беспредел. С последней оппозицией прямо связан
культ насилия, буквально хлещущий с экрана на зрителя. Скорсезе никогда
особенно не жалел душевную организацию публики и нарушать эту традицию,
изображая бандитский Нью-Йорк 1860-х гг., тем более не стал. Продажный коп Джек
«Счастливчик» исправно взимает мзду с уличных грабителей, пожарные вместо
исполнения должностных обязанностей охотно бьют друг другу морды, мародеры в
жажде наживы не боятся ни бога, ни дьявола, мелких стрелочников в угоду толпе
вешают прямо у нее на глазах, и даже собака в клетке загрызает крыс с заметным
энтузиазмом.
«Банды Нью-Йорка», реж. Мартин Скорсезе Кадр из фильма
Действие разворачивается в годы
Гражданской войны, которая, впрочем, несмотря на свой исторический масштаб, вплоть
до кульминационной части фильма работает лишь как скромный фон основного сюжета,
изредка напоминающий о себе то очередями призывников и новобранцев, то вереницей
солдатских гробов. Большая война Севера и Юга в картине Скорсезе до самого
финала не более, чем бледный задник войны городской, нью-йоркской, где правят
бал этнические банды, а главный двигатель повествования – личная кровная месть,
стремление вернувшегося домой Амстердама (имя протагониста) поквитаться за
стародавнее убийство отца с одиозным Уиллом Каттингом по прозвищу «Мясник».
Тривиальный мотив усложнен чуть менее тривиальными обстоятельствами: поскольку
герой Леонардо Ди Каприо – обычный молодой бродяга, вернувшийся в родные
трущобы неузнанным после 16-летнего отсутствия, а «Мясник» – могущественный
криминальный король, которого окружающие боятся как огня, первому не остается
ничего другого, как втереться в доверие к последнему, стать его правой рукой и
– в некотором смысле – сыном, дабы
усыпить бдительность. Иначе говоря, путь протагониста к мести лежит через
продолжительное и довольно тесное сотрудничество и союз с врагом, а значит –
через вынужденное подавление собственного «я» на пути к цели. В этой моральной
коллизии, по существу, и заключен ключевой фокус картины, в том же году
использованный, например, в «Бригаде» (2002) Алексея Сидорова. (Через четыре
года после премьеры «Банд Нью-Йорка» Ди Каприо вновь сыграет у Скорсезе «своего
среди чужих», хорошего парня в криминальном окружении – на сей раз в
оскароносных «Отступниках» (2006).)
«Банды Нью-Йорка», реж. Мартин Скорсезе Кадр из фильма
В то же время отливающий
десятками оттенков коричневого район Пяти улиц, кишащий безжалостными головорезами,
продажными чиновниками, а также карманниками и проститутками всех мастей, изображен хотя и с весомым поликультурным колоритом (тут вам и
«коренные», и ирландцы, и китайцы), но с куда меньшей степенью обаяния экранного пространства и
психологической проработки персонажей, чем, скажем, вышедший годом позднее трехсезонный
сериал HBO «Дэдвуд» (2003-2006), сполна воспользовавшийся своими
телевизионными преимуществами. (Тамошний авторитет Эл Сверенджен в исполнении
Иэна Макшейна – ближайший типологический родственник Уилла Каттинга за
авторством Дэниела Дэй-Льюиса.)
Проще говоря, фильм Скорсезе,
бесспорно, хорош как брутальный исторический аттракцион, но это совершенно
точно не тот мир, в котором хочется оказаться вживую – всерьез и надолго. Любой
здравомыслящий зритель, видевший «Банды Нью-Йорка» или «Дэдвуд», должно быть, безмерно
счастлив, что современные реалии цивилизованного мира крайне далеки от
кровавого варварского быта экранных американцев XIX века, во
времена которых человеческая жизнь ничего не стоила, о терпимости и
толерантности никто не слышал, закон представлял лицемерную ширму для форменного
беспредела, а единоличными вершителями людских судеб были жестокие бандиты
вроде «Мясника». Как хорошо, что этот тяжелый исторический этап рождения
великих стран и наций – говоря словами героя ди Каприо, «в муках и крови» – хотя бы где-то давно позади.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)