Русская освободительная армия генерала Андрея Власова осталась в истории как «мёртворождённая»: слишком поздно немцы приняли решение о её формировании. Тем не менее замыслы были масштабными. У Власова имелись даже собственные военно-воздушные силы, кадровый состав которых отличился в борьбе с партизанами в Прибалтике и Белоруссии.
Группа Холтерса
История ВВС Комитета освобождения народов России (КОНР) фактически началась ещё весной 1942 года, когда советские военнопленные стали допускаться на аэродромы Люфтваффе в качестве обслуживающего персонала.
Однако первое боевое подразделение было сформировано только в 1943 году в селении Морицфельде в Восточной Пруссии, под Кенигсбергом. Здесь находилось отделение «Восток», куда попадали советские лётчики, приземлившиеся с парашютом за линией фронта или добровольно перешедшие на сторону немцев. Возглавлявший «Восток» подполковник Г. Холтерс в сентябре 1943 года получил распоряжение из канцелярии Германа Геринга создать из русских лётчиков-перебежчиков особую авиационную группу. В помощь Холтерсу был подыскан 48-летний полковник Виктор Иванович Мальцев – бывший начальник санатория «Аэрофлота» в Ялте, который после занятия Крыма предложил свои услуги врагу и стал бургомистром Ялты. У Мальцева было достаточно оснований ненавидеть советскую власть: в 1938 году чекисты подвергли его пыткам, обвинив в военном вредительстве (о чем он поведал в мемуарах «Конвейер ГПУ»).
Как пишет историк Кирилл Александров, Мальцеву предоставили «свободу действий в наборе добровольцев в лагерях военнопленных, принадлежавших Люфтваффе, и должность русского командира группы с чином полковника и дисциплинарными правами командира эскадрильи». Полковник согласился, так как со временем надеялся развернуть данное подразделение в полноценную авиацию Русской освободительной армии (РОА).
Первый состав Русской авиационной группы (в основном вошедший в 1-ю восточную эскадрилью Люфтваффе) Холтерса-Мальцева насчитывал всего 15 лётчиков. Мальцев отбирал их очень тщательно, искал наиболее искренних противников сталинского режима. До ликвидации авиагруппы в сентябре 1944 года через неё прошли 100 человек – не только лётчики, но и авиатехники, инженеры. В их числе были и титулованные советские лётчики – например, капитан РККА Семён Бычков, Герой Советского Союза.
Русские в небе
Впервые русские пилоты Люфтваффе оказались на фронте 3 декабря 1943 года в районе Даугавпилса. 9 лётчиков на самолётах У-2, Gotha 145А и Аr 66С присоединились к эстонским и латышским эскадрильям, осуществлявшим ночные бомбардировки советских позиций. В дальнейшем эскадрилья привлекалась к разведке, аэрофотосъёмкам и налётам на партизан. Действовала она в Налибокской пуще на Немане и под Молодечно (Минская область). Во время вылетов 9 пилотов, бортстрелков и штурманов погибли, 12 человек были ранены.
«До расформирования летом 1944 г. чины эскадрильи совершили не менее 500 боевых вылетов, на каждого из них в среднем пришлось от 35 до 50 вылетов», - отмечает Кирилл Александров.
Другие служившие в Русской авиагруппе лётчики преимущественно выполняли технические задания для Люфтваффе, например, перегоняли крылатые машины с одних аэродромов на другие.
По договорённости с генералом Власовым в сентябре 1944 года в городе Эгере (Судетская область) Мальцев на основе кадров Русской авиационной группы начал укомплектовывать 1-й авиаполк войск КОНР из 6 эскадрилий (реально удалось сформировать 3). В начале 1945 года Мальцев официально занял должность командующего ВВС РОА, которые в организационном плане были наконец отделены от Люфтваффе. Кроме советских военнопленных в состав авиаподразделений вошли эмигранты, имевшие, к примеру, опыт службы в королевских ВВС Югославии. Общая численность ВВС составляла 5 тысяч человек, технический парк насчитывал 37 самолётов. Решено было ввести собственные опознавательные знаки на основе Андреевского креста.
Однако проявить себя в боях власовская авиация фактически не успела – война подходила к концу. Единственный раз лётчики ВВС КОНР столкнулись со сталинскими соколами 13 апреля 1945 года. Эскадрилья ночных бомбардировщиков была задействована в неудачной операции РОА «Апрельская погода» на плацдарме «Эрленгоф» на Одере.
После 9 мая 1945 года судьбы авиаторов-предателей в основном сложились трагично. К примеру, сдавшийся американцам Бычков был выдан Советскому Союзу и в 1946 году расстрелян в Москве. Полковник Мальцев при репатриации безуспешно пытался покончить с собой. В итоге командующего ВВС казнили вместе с генералом Власовым.
Комментарии (0)