«Аллея кошмаров»: Гильермо дель Торо превращает нуар в сказку
15:08 23 января 2022
В новом фильме режиссера «Лабиринта фавна» и «Хэллбоя» нет фантастики и волшебства, но даже тягучий триллер под его руководством становится похож на легенду.
«Аллея кошмаров», реж. Гильермо дель Торо Кадр из фильма
Гильермо дель Торо — режиссер своеобразный. У него много преданных поклонников, но его фильмы не то чтобы успешны в прокате. Даже самый масштабный его проект, фантастический боевик «Тихоокеанский рубеж», едва окупился.
Тем не менее каждую следующую его работу фанаты ждут с нетерпением — есть в его стиле и подаче что-то такое, чего не встретишь в творчестве других режиссеров, будь то дизайны фантастических существ, яркие декорации или атмосфера страшных сказок.
«Аллея кошмаров», реж. Гильермо дель Торо Кадр из фильма
Зрителей, собиравшихся на «Аллею кошмаров», сразу предупредили — ждать мистики и волшебства не стоит. Это экранизация нуарного триллера Уильяма Линдсэя Грешама, который уже адаптировали для больших экранов в 1947 году. Версия дель Торо будет верна первоисточнику.
Пиар немного лукавил. Да, в фильме нет ничего фантастического, но назвать его реалистичным язык не повернется. В ярких и насыщенных декорациях, в костюмах, освещении и ритме то и дело проглядывает сказка. Грустная, жестокая и страшная, но сказка. И чем глубже главный герой погружается в собственный обман, тем более выдуманным становится экранный мир.
Заслуженный успех
«Аллея кошмаров», реж. Гильермо дель Торо Кадр из фильма
Стэн Карлайл, человек с загадочным прошлым, о котором он никому не хочет рассказывать, присоединяется к бродячему карнавалу. Сначала как разнорабочий, потом его «повышают» до зазывалы, а после он напрашивается в ученики к бывшему «экстрасенсу», который, на самом деле, в совершенстве умеет читать людей.
Переняв у него большую часть знаний, Стэн вместе с любимой девушкой Молли покидает карнавал, чтобы открыть свое собственное шоу. Но, вкусив роскошной жизни, Стэн уже не знает, где остановиться в попытках лишить богачей их денег.
«Аллея кошмаров», реж. Гильермо дель Торо Кадр из фильма
«Аллея кошмаров» неспешна. Все вышеописанное занимает, наверное, около часа экранного времени. Зрителей обстоятельно знакомят с колоритными артистами карнавала, посвящают в тайны их ремесла, а самое главное — дают главному герою показать себя.
Вот он упорно работает, сворачивая павильоны, вот он завлекает зрителей на представление ясновидящей Зины, вот — разучивает нюансы роли экстрасенса. Он честный и не пытается воровать, он находчивый, ему не чуждо сострадание — он чуть ли не единственный сочувствует несчастному человеку-зверю, которого держат в клетке и только иногда выпускают, чтобы он на глазах у шокированных зрителей разорвал зубами живую курицу.
«Аллея кошмаров», реж. Гильермо дель Торо Кадр из фильма
Фактически Стэн подкупает зрителя своей упорностью и ярким подъемом по карьерной лестнице. Человеку, своим трудом поднявшемуся из самых низов и переросшему свой изначальный статус, начинаешь всерьез сопереживать. Трюк старый, но действенный, прямо как на карнавале.
Дальше — крупные шоу и желание большего. Очень скоро Стэн решит выдавать себя за медиума, умеющего общаться с мертвыми. Так у него получается зарабатывать куда больше. Но где большие деньги — большие риски.
«Аллея кошмаров», реж. Гильермо дель Торо Кадр из фильма
Подобно сказочным историям, дель Торо вовсю использует повторы, делит историю на сегменты и удерживает взгляд художественным разнообразием. Казалось бы, два с половиной часа — непозволительно долго для такой незамысловатой истории, но будь она стремительнее, кульминация не имела бы такого веса. Дель Торо не нужны долгие словесные экспозиции, он знает, что и когда показать и как сделать это красиво.
Тем мощнее развязка, которую, с одной стороны, легко предугадать, а с другой — в руках талантливого постановщика на первый план выходят эмоции, а не события. Финал «Аллеи кошмаров» предсказуем, но от этого он только страшнее.
Пыль в глаза
«Аллея кошмаров», реж. Гильермо дель Торо Кадр из фильма
По визуальной подаче «Аллея кошмаров» привычно броская, как это часто бывает у дель Торо. Нарочито контрастное изображение, использующее распространенное когда-то сочетание бирюзового и оранжевого цвета, соседствует с пышными на грани избыточности локациями.
Кадр почти всегда под завязку забит любопытным реквизитом, актеры приковывают к себе внимание, а общая живописность отлично контрастирует с мрачным нутром истории.
«Аллея кошмаров», реж. Гильермо дель Торо Кадр из фильма
Чем дольше идет фильм, тем «открыточнее» становятся декорации, в какой-то момент полностью ударяясь в ар-деко. Кое-какие интерьеры дель Торо будто бы подсмотрел в проектах серии Bioshock — что, кстати, вполне возможно, ведь он последнее время активно работает в сфере видеоигр.
Внешняя оболочка и драматургия истории как будто идут в разных направлениях, приятно щекоча нервы таким диссонансом. Вспышки насилия здесь редки, но камера оператора Дана Лаустена шокирующе непоколебима и не боится кровавых подробностей, устраивая настоящую встряску для зрителя.
«Аллея кошмаров», реж. Гильермо дель Торо Кадр из фильма
Яркую «Аллею кошмаров» сложно назвать нуаром, судя только по визуальному решению. Но история и ее подача тут вступают в тесный симбиоз, так что даже полные цветов сцены становятся ужасающе мрачными. Это эффектное кино, которое еще долго не выветрится из памяти — сказочный нуар о мошеннике, который обманул сам себя.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)