Мы призываем людей замечать не только плохое, а почаще открывать своё сердце для добра.

Александра Александрова: Рынок труда столицы — масштабный и динамичный

В субботу, 30 октября, Московская служба занятости отметила свой день рождения. В этот день в 1990 году Исполком Моссовета и Госкомтруд СССР совместным решением создали социальную службу «Центр занятости — Биржа труда города Москвы». Какая сегодня ситуация на рынке труда, «Вечерней Москве» рассказала первый заместитель руководителя столичного Департамента труда и социальной защиты населения Александра Александрова.

— Александра Борисовна, какая сейчас обстановка на рынке труда? Сколько вакансий доступно в базе службы занятости?

— Ситуация на рынке труда сейчас хорошая. Практически он вернулся к доковидному уровню. Это видно по всем показателям. Количество вакансий больше, чем было до пандемии. Например, только в базе Московской службы занятости, а мы не единственный агрегатор вакансий, находится более 400 тысяч предложений. А зарегистрированных безработных немного — около 37 тысяч.

Уровень безработицы сегодня составляет всего 0,5 процента — это очень близко к тем цифрам, которые были до ковида. По сути, сегодня мы видим ситуацию, когда рынок труда Москвы — это рынок дефицита кадров. Работодатели испытывают большую потребность в найме людей. Мы вернулись к нашему традиционному рынку, который специалисты называют «рынок кандидатов» — когда соискатели диктуют свои условия, а работодатель с трудом находит нужные ему кадры. Такая ситуация сегодня практически в любой сфере экономики города.

— То есть этот «рынок кандидатов» был и ранее?

— Да, таков был московский рынок труда всегда. Мы живем в большом мегаполисе, который отличает масштабный, диверсифицированный и динамичный рынок труда. И это значит, что в этом городе найти работу может любой человек, всегда будет большое количество предложений. Поэтому многие воспринимают наш рынок как самый благоприятный, хотя ковид и вносит свои коррективы. Отмечу, что рынок труда реагирует на изменения — становятся другими формы и условия трудоустройства, появляются новые компетенции и навыки.

— За счет чего удалось добиться снижения уровня безработицы — по сравнению с пиковыми значениями прошлого года?

— Надо отдать должное московским компаниям, которые очень ответственно отнеслись к своим сотрудникам. Таких масштабных сокращений, как это произошло в некоторых странах Европы, в Америке, у нас не было. У нас рынок труда большой, компаниям в целом тяжело искать людей, и они пытались сделать все, чтобы сохранить свой персонал. Да, возможно, кого-то отправляли в отпуска, была приостановка деятельности, людей переводили в онлайн. Но это все делалось для того, чтобы не увольнять и не сокращать сотрудников. Правда, так было не во всех сферах. Прежде всего сильно пострадала сервисная индустрия — рестораны, услуги центров красоты, продажи. Эти люди вышли на рынок труда, но, как только первая волна коронавируса откатилась, компании их стали забирать назад.

В этих отраслях снова стало появляться большое количество вакансий. И темп набора персонала не снижается. Кроме того, подверглись изменениям миграционные потоки. Люди из других регионов страны и ближнего зарубежья сейчас едут в Москву работать уже не в таком объеме. Поэтому в некоторых отраслях продолжится дефицит кадров. Сейчас уже очевидно, что мы живем с вами в постиндустриальном обществе. В Москве будут востребованы в ближайшие пять и более лет все профессии, связанные с инфраструктурой города: строители, сотрудники транспортной отрасли, торговли, сервиса, информационных технологий, здравоохранения, социальной сферы.

Например, сегодня открывают новые станции метро, запускают современные поезда, поэтому много вакансий предлагает Московский метрополитен. И это хорошие предложения с высокими зарплатами и стабильным, надежным доходом. Также отмечу, что будет значительная доля вакансий в индустрии продаж. Возможно, несколько будет меняться их форма. Если раньше основной массив покупок мы совершали офлайн, то коронавирус заставил нас изменить форму потребления. Сегодня доля онлайн-заказов товаров очень выросла. Даже старшее поколение переходит к онлайн-заказам. Это значит, что количество людей, работающих в данном сегменте, будет расти.

— А что было сделано городом, чтобы спасти ситуацию на рынке труда? Понятно, что работодатели внесли немалый вклад, но ведь и Москва помогала.

— У Московской службы занятости стоит задача помогать тем людям, которые самостоятельно не могут найти работу даже на рынке труда. Такие всегда будут. Кто-то не очень хорошо разбирается в рынке, у кого-то устарела профессия, у кого-то был долгий перерыв в работе и многое другое. Свой отпечаток наложила и пандемия. Есть часть людей, которые испытали стресс из-за увольнения, изменения образа жизни, и теперь им сложно вернуться на рынок труда. Поэтому первое, что мы сделали в службе занятости, — аккумулировали огромный банк вакансий. Сделали так, что у нас есть предложение о работе для любого соискателя. Второе — предложили удобный сервис. Мы помогаем людям понять свою потребность и учим их ориентироваться в изменившихся условиях.

У нас даже появился новый специалист в центрах занятости — карьерный консультант, который понимает и знает все актуальные тенденции. Просто представьте, что раньше нужно было прийти на собеседование очно к работодателю и посмотреть ему в глаза. Сегодня все чаще отбор кандидатов проводится онлайн.

Работодатель может использовать разные дистанционные платформы для проведения интервью, а безработный может не знать о них, не уметь ими пользоваться. Поэтому мы предоставляем сервис по обучению прохождения интервью, учим разным программам. Если безработному необходимы обучение, повышение квалификации и новая востребованная профессия, то в нашем учебном центре «Профессионал» есть такие программы. В этом году мы обучим востребованным профессиям порядка 20 тысяч людей. Также немаловажно, чтобы у человека была хорошее эмоциональное состояние, ведь поиск работы — это уже стресс.

В центре занятости есть решение и на этот случай: тренинги, которые помогают наполнить себя уверенностью и оптимизмом, управлять своими эмоциями, найти ресурсы, чтобы быть успешным.

— Какой сегодня работы больше — онлайн или офлайн?

— На протяжении последних полутора лет пандемии компании размышляли, какой формат наиболее удобен и выгоден. Это был постоянный диалог. В итоге работодатели пришли к выводу, что нужен баланс. Теперь нередко сотрудники компании работают один-два дня дистанционно, а остальные дни присутствуют в офисе.

Но есть такие профессии, которые правильнее перевести на удаленку. Это все, что связано с информационными технологиями, онлайн-бухгалтерией, дистанционными продажами. Кстати, это выгодно компаниям, потому что можно расширять горизонты найма человека. В этом случае неважно, где он находится, важно, как он выполняет свою работу.

— А что ищут сами безработные?

— В этом вопросе есть связь с личной позицией человека и с его жизненной ситуацией. Например, если это мамы с детьми дошкольного возраста, то они предпочитают работать дистанционно. Им хочется не всю себя посвятить карьере, а иметь баланс между семьей и работой.

Отмечу, что такие мамы очень активно учатся, в том числе онлайн. Специалисты в области IТ тоже предпочитают удаленную работу. У них даже одна из тем при переговорах с работодателем — устройство офиса и обязательно ли в нем находиться постоянно.

— Есть ли такое, что раз вакансий много, то работа курьером стала менее востребована? Казалось, в прошлом году все пользовались онлайн-доставками, и сервисы справлялись с нагрузкой, а сейчас все чаще слышатся негативные отзывы — не приехал курьер, не доставили товар, отменили заказ.

— Не совсем так. Все цифровую экономику представляют себе как космические роботы и дроны, искусственный интеллект. На самом деле в ней есть большой сегмент процессного, рутинного труда, который пока выполняет человек — сортировка товара, курьерская доставка.

Сейчас нагрузка на доставку увеличилась. Она даже больше, чем была в прошлом году. Поэтому и возникают трудности. К примеру, появились онлайн-рестораны. Это новый тренд. Их нет физически, а еду готовую привозят вам домой. И курьеров точно меньше не стало — наоборот, больше.

Сейчас нет ни одной компании, которая бы не разрабатывала или уже не создала свой собственный онлайн-сервис. В этом сегменте, к слову, очень востребованы IТ-специалисты. При этом, конечно, важно учитывать, что если в пандемию у людей был выбор — пойти слесарем или курьером, то, скорее, выбирали второй вариант. Потому что курьеры хорошо зарабатывают, а вот ремонтных работ в пандемию, в период нерабочих дней было гораздо меньше.

Тем более что у курьеров простой, так называемый входной билет — ему нужны только телефон и, при необходимости, средство передвижения. И это понятный и гарантированный заработок каждый день. Но у него есть и обратная сторона. К сожалению, у человека профессия курьера не формирует то, что мы называем «переносимые навыки», что очень важно на рынке труда. Когда работаешь по специальности в компании, то получаешь компетенции, которые можешь потом реализовать у другого работодателя. Это повышает стоимость специалиста на рынке.

— Есть ли люди, которые, возможно, в связи с пандемией, чтобы не работать «на дядю», решили оформится самозанятыми?

— Да, действительно, мы заметили, что москвичи стали чаще регистрироваться самозанятыми. Это сегодняшний тренд, который очень важен для нас. Во-первых, это способ людей быть в легальной зоне, уход от серой экономики, что, безусловно, поддерживается государством. Во-вторых, это ответ на изменившийся рынок труда. Люди ищут баланс между работой и личным временем, и самозанятость дает возможность самостоятельно выбирать рабочий график и зарабатывать.

В этом году по решению мэра Москвы был открыт специализированный центр «Моя работа» на Шаболовке, где реализуем программу «Самозанятость в руки». Мы обучаем людей, помогаем им определить стратегию развития бизнеса. Очень многие после этой программы регистрируют статус самозанятого. Это нас радует, потому что есть профессии, которые хорошо себя чувствуют в такой форме трудоустройства. Например, это креативные индустрии, творческие специальности.

— Ждать ли нового всплеска популярности удаленки в связи с ростом заболеваемости?

— Это действительно связанные параметры. Но у компаний уже есть опыт перехода на дистанционный формат, и это больше не является вызовом. Это уже нормальная традиционная практика. Увеличение доли удаленки возможно. В любом случае, мы будем внимательно следить за тем, что происходит на рынке труда.

— Вы как руководитель что больше любите — встречи офлайн или онлайн?

— Для меня более эффективен офлайн-формат. Это связано с тем, что много коммуникаций с людьми. Ведь необходимо учитывать самые разные потребности людей. Когда руководитель принимает решение, оно не обычное, рядовое, а, как правило, связано с быстрым изменением ситуации. И живой процесс общения здесь особенно важен. Тем не менее не вижу ничего критичного в том, если один-два дня придется поработать удаленно.

— Делали ли вы прививку? Если да, почему считаете это важным?

— Да, конечно. Я болела, затем сделала прививку и даже успела ревакцинироваться. Защитились от коронавируса и все мои родные, семья, моя мама — она, кстати, получила коробку «С заботой о здоровье» и была очень счастлива. Я прививку перенесла прекрасно, вообще ничего не заметила. И моя мама тоже. При этом уровень антител у нас обеих очень хороший. Считаю важным вакцинироваться, потому что моя профессия связана с помощью людям. И в этой помощи есть одно важное правило — нельзя навредить. Я должна быть безопасна для того, с кем общаюсь. Для меня прививка — норма ответственного поведения в обществе.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Около 12 тысяч москвичей зарегистрировали самозанятость и открыли свое дело с помощью службы занятости с 2020 года. С 2019 года в службу обратились более 700 тысяч человек, где каждый второй нашел работу. Всего за этот период удалось трудоустроить около 350 тысяч человек. В модернизированную инфраструктуру службы занятости теперь входят 57 отделов трудоустройства, 52 из которых расположены в офисах госуслуг «Мои документы».

ДОСЬЕ

Александра Борисовна Александрова родилась в Минске. В 1995 году окончила философско-экономический факультет Белорусского государственного университета. В 1999 году получила степень магистра Манчестерского университета. В 1999 году — диплом о профессиональной переподготовке по программе «Социология» в Московской школе социальных и экономических наук Академии народного хозяйства при правительстве РФ. Имеет степень кандидата социологических наук. Свободно владеет английским языком. Награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

С 2000 по 2008 год работала в компании «Уорд Хауэл Интернешнл», которая занимается кадровым консалтингом, поиском, подбором и развитием руководителей. С 2008 по 2011 год занимала должность заместителя гендиректора проекта «Кадровый резерв — Профессиональная команда страны». С 2011 по 2015 год руководила Управлением госслужбы и кадров правительства Москвы. С 2015 по 2018 год занимала должность председателя Комитета общественных связей города Москвы. В октябре 2018 года назначена первым заместителем руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.

 


Источник: Александра Александрова: Рынок труда столицы — масштабный и динамичный
Автор:
Теги: Общество Александров рынок столица Труд 2018

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства