Почему певец выбрал костюм Пьеро, в чем ходили дамы на его ночные концерты и чем занимались в свободное время. Все о жизни русских беженцев в Константинополе 20-х годов.
Предоставлено организаторами мероприятияАлександр Васильев открыл в Москве в музее Востока новую выставку. Она называется «Русский Константинополь» и посвящена эпохе 1920-ых годов, когда на берегах Босфора высадились десятки тысяч беженцев из России, которые не приняли перемен и не захотели оставаться в стране после революции. Как они жили, оказавшись на чужбине в силу роковых обстоятельств, чем занимались, во что одевались, куда ходили? В одном из залов музея можно окунуться в атмосферу знаменитого кабаре «Черная роза», где пел по ночам Александр Вертинский, Настя Полякова и цыганские певицы, увидеть наряды дам, их зрительниц, а также расшитые бисером сумочки 20-х и другие аксессуары. Именно в таком виде появлялись в ту пору русские модницы во всех популярных заведениях города. А в другом зале вы найдете ноты Вертинского и костюмы русских артистов балета, которые организовали выступления в Константинополе и даже ездили на гастроли в другие города.
Привлекает внимание и подлинный костюм Пьеро того времени, он был очень популярен в начале прошлого века. Васильев объяснил, почему: «Эта мода пришла из балета «Карнавал», который поставили в 1910-ом году у Дягилева. Костюмы для постановки создал художник Леон Бакст. Одним из главных персонажей был Пьеро. Вертинский посмотрел этот балет и взял себе на вооружение этот образ. Имена многих русских артистов, которые выступали в те годы в Константинополе, сегодня уже многим ничего не скажут. Мы знаем только самых знаменитых. Но их было очень много, и им всем хотелось кушать. Поэтому приходилось немало работать, часто по ночам. И жизнь их не назовешь сладкой. Это была их драма. Они жили на чужбине и ничего не могли изменить. Вернуться назад было невозможно. Их бы просто расстреляли из-за дворянского происхождения. А у многих и денег-то не хватало на дорогу. Они часто копили и откладывали средства себе на билеты годами».
Александр Васильев провел подробнейшую экскурсию для прессы и признался журналистам: «Эту выставку можно назвать плодом моей тридцатилетней деятельности. Здесь представлено около двухсот предметов, в том числе и большая коллекция текстиля, мебели. Эта экспозиция рассказывает о тех событиях, которые происходили 100 лет назад. Когда многие наши с вами соотечественники нашли себе временный приют на берегах Босфора. Общее число русских беженцев составило около ста тысяч человек. Никто из России не мечтал уехать в Константинополь. Но так сложились обстоятельства. Кто-то приехали в чужую страну без копейки денег и с одним узелком вещей, даже без чемоданов. Были и те, кто имел какие-то средства в кармане хотя бы на первое время. Но некоторые умудрились привезти с собой даже мебель и посуду. Ситуации складывались по-разному».
Александр Васильев знает о той эпохе больше других, ведь он обожает Стамбул, бывал в этом городе больше 50 раз, долгое время работал декоратором в Национальной турецкой Опере и оформил там 18 постановок. Васильев может часами рассказывать историю каждого дома в центре Стамбула. И готов возвращаться сюда снова и снова. Историк моды признается: «Я не только научился говорить по-турецки, но и открыл для себя много потаенных мест, в том числе и винтажных магазинов, антикварных лавок и блошиных рынков, где в большинстве своем приобретались экспонаты этой уникально выставки. Бывал я и в домах потомков русских беженцев, которые принимали меня у себя в гостях с большой любовью и даже кое-что подарили».
Предоставлено организаторами мероприятия
Комментарии (0)