В следующем году 7-серийному советскому фильму «Тени исчезают в полдень» исполнится 50 лет. В начале 70-х годов премьера картина на ТВ стала большим событием, – милиционеры отмечали, что количество краж и нарушений беспорядка в часы показа резко снижалось. За судьбой четы Клычковых-Морозовых и их потомков следила вся страна.
Подвернутая нога привела режиссеров к идее фильма
Можно сколько угодно спорить о том, каким был писатель и человек Анатолий Иванов, но его роман «Тени исчезают в полдень» стал отличной основой для будущего фильма. Книга попала к режиссерам, Владимиру Краснопольскому и его троюродному брату Валерию Ускову, случайно, – однажды на лыжне в Подмосковье они повстречали девушку, которая подвернула ногу. Ей было трудно идти, и мужчины решили проводить ее до дома. Родители, естественно, усадили молодых людей за стол, начали поить чаем. Вот на полке в том доме Краснопольский и увидел книгу, – хозяйка дома вручила ее в подарок.
«Тени исчезают в полдень», реж. Валерий Усков, Владимир Краснопольский Кадр из фильма
Дальше – все, как полагается. Сценарий написал Арнольд Витоль, который мастерски умел адаптировать литературные произведения (особенно часто он проделывал это с рассказами Шолохова) для кино. Иванов числился в соавторах, но, как говорят, особого участия не принимал, – внес только несколько правок. Писатель был на хорошем счету, занимал руководящие посты в Союзе писателей, – картину быстро утвердили и внесли в производственный план «Мосфильма» на 1970 год.
«Тени исчезают в полдень», реж. Валерий Усков, Владимир Краснопольский Кадр из фильма
Борьба за главные роли
Книга повествует сразу о нескольких поколениях, поэтому в экранизации участвовало около 90 актеров. Как рассказывали режиссеры, сложнее всего было найти исполнителей главных ролей. Авторы хотели привлечь в проект неизвестных артистов, чтобы у зрителей не возникало лишних ассоциаций. Петра Вильяминова на роль Захара Большакова они нашли в свердловском театре. Эти съемки круто повернули жизнь провинциального артиста, отсидевшего к 1970-му году свою «десятку» в лагерях. У него не было актерского образования, – такого кандидата худсовет не мог утвердить. Дальше есть две версии. По одной, актера отстоял сам Иванов, которого режиссеры переманили на свою сторону. По второй, Краснопольский и Усков поставили условие: снимем несколько сцен, покажем, а там – как решите.
«Тени исчезают в полдень», реж. Валерий Усков, Владимир Краснопольский Кадр из фильма
Нина Русланова тогда только начала сниматься в кино. Она дебютировала у Киры Муратовой, да так, что сразу получила «Нику» за свою роль. Но широкому зрителю 25-летняя выпускница Щукинского училища еще не была известна. Ее утвердили после проб, – они оказались очень удачными.
«Тени исчезают в полдень», реж. Валерий Усков, Владимир Краснопольский Кадр из фильма
За роль Серафимы Крычковой, или Пистимеи Морозовой, разгорелась настоящая борьба. Исполнить ее хотели Людмила Хитяева и Татьяна Доронина. И последняя имела все шансы, но она видела свою героиню роковой красавицей с гордой осанкой и горящим взглядом, а режиссеры, напротив, согнувшейся и фактически сломленной женщиной, которая боится сказать лишнее слово. Компромисса так и не нашли. Зато нашли красавицу Александру Завьялову, которая мастерски изобразила и 17-летнюю девушку в начале фильме и 70-летнюю женщину в конце. Для актрисы эта роль стала последней, – после такой блестящей работы режиссеры не представляли ее в других амплуа.
«Тени исчезают в полдень», реж. Валерий Усков, Владимир Краснопольский Кадр из фильма
Дома без электричества и продукты на вертолете
Дело происходит в Сибири, куда докатывается революция и гражданская война, заставляя бывших односельчан воевать друг с другом, а отпрысков богатых семей и вовсе скрываться под чужой фамилией. Снимать решено было под Свердловском, – там даже к 70-м годам сохранились деревни, где не было света и быт вполне соответствовал началу века. Героев саги поселили в поселки Саран и Саргая, но основной локацией стала брошенная деревня Петуховка.
«Тени исчезают в полдень», реж. Валерий Усков, Владимир Краснопольский Кадр из фильма
Там рядом обнаружили тот самый Аликаев камень, который благодаря фильму был переименован в Марьин утес и стал туристической достопримечательностью. Именно на нем снимали убийство героини Нины Руслановой – Марии Вороновой. Березка, которую по сюжету посадил влюбленный Анисим, на самом деле там никогда не было. Кадры, с деревом сняли совсем в другом месте.
«Тени исчезают в полдень», реж. Валерий Усков, Владимир Краснопольский Кадр из фильма
Галина Польских рассказывала, что группа находилась почти в полной изоляции. Даже продукты им привозили на вертолете, – никаких магазинов, клубов вокруг не было. И только местные жители иногда приходили на площадку, подкармливали, помогали с реквизитом, иногда участвовали в массовках. Актеры так устали за несколько недель работы, что когда отправились в Москву, несколько человек уснули прямо в зале ожидания аэропорта и пропустили свой рейс.
Все участники очень тепло вспоминали о съемках, – они жили и работали, как одна большая семья. Поддерживали и подбадривали друг друга, как могли. Так, Анатолий Шаляпин вспоминал, в первый же его съемочный день ему пришлось тушить сигареты о своего партнера Бориса Новикова. Он еще никого не знал, очень стеснялся и боялся причинить боль. Один за другим он портил дубли. Объявили перерыв. Шаляпина окружили артисты. Тот прямо сказал о своих чувствах коллеге, на что получил ответ: «Ты давай поджигай... У меня тут столько ваты, что ничего не прожжешь». Напряженность пропала, и следующий дубль получился, как надо.
«Тени исчезают в полдень», реж. Валерий Усков, Владимир Краснопольский Кадр из фильма
Одну из сцен снимали под Звенигородом. Как раз стоял сенокос. Актеры ловко ворочали тюками со скошенной травой. Между дублями к ним подошел председатель местного колхоза и предложил... оставаться и работать. Его очень впечатлило, как артисты управляются с вилами. Обещал хорошо платить и даже отпускать на съемки.
Хотели сделать фильм лучше книги
Работа над картиной продолжалась два года. В семь серий уместилась фактически вся история советского государства от начала века до послевоенных лет. У режиссеров был четкий план, – впервые в истории кино они оба снимали своими группами параллельно. Материала было много, но они все успевали вовремя. Оба отлично понимали, что читающие советские зрители обязательно будут сравнивать книгу и экранизацию. Им не хотелось, чтобы роман оказался лучше. Позднее Краснопольский говорил, что даже спустя десятки лет ничего бы не изменил, – даже камеры он поставил бы сейчас ровно также, как и тогда.
«Тени исчезают в полдень», реж. Валерий Усков, Владимир Краснопольский Кадр из фильма
Отдельная история – саундтрек, или песня «Гляжу в озера синие», которую исполнила Екатерина Шаврина. Режиссер вспоминал, что композицию было очень трудно и долго записывали. Как только певица начинала петь, на ее глазах выступали слезы, голос срывался. В какой-то момент Шаврина все-таки собралась и спела от начала до конца. Но потом больше часа приходила в себя. Музыка и слова оказывали какой-то магический эффект на исполнительницу.
Больше 100 правок выкинули в корзину
Известно, что Иванов написал просоветский роман. Но фильм Краснопольский и Усков делали про другое. На первом плане у них были люди, способные пережить самые страшные времена, не потерять себя, выстоять.
«Тени исчезают в полдень», реж. Валерий Усков, Владимир Краснопольский Кадр из фильма
По словам режиссеров, они отлично понимали, что можно, а что нельзя. Но все равно при сдаче художественный совет выкатил им список из более сотни замечаний и исправлений. Многое тогда не понравилось в Комитете радио и телевидения. Но, как рассказывал Краснопольский, им сопутствовала удача, и вместо того, чтобы перекраивать сериал заново, они обратились напрямую к высокому начальству. Первый зам. руководителя ведомства Энвер Мамедов лично посмотрел кино, а затем созвал руководство в полном составе на совещание. Режиссеры сидели в уголочке и ожидали чего угодно, но только не того, что произошло в следующие несколько минут. Мамедов покрутил бумагой с запланированными правками, а потом взял, смял и выбросил в мусорную корзину. «Картина принята», – твердо заявил он. Братья выдохнули, – такой легкой победы никто не ожидал.
«Тени исчезают в полдень», реж. Валерий Усков, Владимир Краснопольский Кадр из фильма
Зрители обожали и ненавидели
Фильм сразу стал невероятно популярным. Неизвестные до того артисты в миг прославились, – их узнавали на улице и обращались не иначе, как по имени героев в сериале. На сборных концертах режиссерам аплодировали, стоя. А актеров, которые сыграли не самых приятных персонажей, начинали ненавидеть, им присылали письма с угрозами. Элеонора Шишкова, сыгравшая стервозную Степаниду, вспоминала, что после премьеры даже коллеги, театральные актеры, в отношении к ней с миг переменились, – отстранились и как будто начали презирать. А на творческих вечерах она даже не хотела выходить на сцену, – зрители злобно шипели имя ее героини Стеши.
«Тени исчезают в полдень», реж. Валерий Усков, Владимир Краснопольский Кадр из фильма
После оглушительного успеха на телеэкранах все ожидали, что Краснопольский и Усков получат Государственную премию. Коллеги им звонили и уже поздравляли с наградой, но оказалось, зря. В тот 1972 год вышел документальный фильм «Весна и зима сорок пятого» Джеммы Фирсовой о последнем этапе Великой Отечественной войны. Для высшего начальства он был важнее. Но режиссеры не остались в обиде, – после «Теней» им присвоили звание заслуженных работников искусств. А свои премии они все равно получили, но уже спустя семь лет, когда на волне вдохновения и успеха экранизировали еще один роман Анатолий Иванова – «Вечный зов».
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)