Человек, который стал звездой трех великих франшиз, 13 июля отпраздновал свой день рождения. Все знают о его совместных работах с Лукасом, Скоттом и Спилбергом, но в свое время Форд успел сняться у Питера Уира и Романа Полански, Фрэнсиса Форда Копполы и Сидни Поллака. Рассказываем об избранных экранных образах актера, который, кажется, совсем не стареет душой.
Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега (1981)
Народную любовь Форду принес, пожалуй, образ Хана Соло, однако самые яркие его перформансы зрители все равно могут увидеть в четырех частях «Индианы Джонса». Да-да, вы не ослышались — именно четырех, ведь при всей нелюбви к пока что последнему эпизоду похождений вечного авантюриста актер блистал и в квадриквеле. Здесь он герой первого плана, и никакие другие персонажи саги не перетягивают на себя зрительское внимание.
Его образ — образ настоящего и идеального экшен-героя: харизматика, красавца и смекалистого парня, способного выпутаться из любой передряги. Тот факт, что поп-культура еще не раз попробует перенять черты Джонса, уже говорит о важности этой фигуры. «Звездные войны» могут существовать без Хана Соло, а вот эта франшиза без своего центрального героя — едва ли.
Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда (1977)
Космическая опера Джорджа Лукаса, уже растянувшаяся на 9 эпизодов (если не считать спин-оффов), продолжает невозмутимой поступью уходить все дальше и дальше от старых персонажей. Хана в серии уже не будет, но даже прощание с ним показало, насколько он полюбился публике.
Такой же, как и Индиана, классический экшен-герой XX века, но с менее значимой в рамках всего сюжета ролью, Соло наряду с другими персонажами саги стал лицом фантастики и фэнтези на долгие годы. Разнузданный контрабандист с узнаваемой ухмылкой и едкими ироничными фразочками — таким запомнят его фанаты серии. Хотя злопыхатели, думается, тоже не смогут сдержаться от признания в любви.Бегущий по лезвию (1982)
Киберпанк, мрачная реальность, одинокий детектив — параметры, уже разительно отличающиеся от предыдущих двух фильмов из списка. Да и Форд тут, надо признать, сыграл роль, для себя максимально нетипичную. Харизма по-прежнему есть, но гнетущая неонуарная обстановка фордовский типаж вечного авантюриста душит.
Оглушительной известности образ Рика Декарта на момент выхода картины не обрел, но потом, когда начали выходить удобоваримые версии с новым монтажом, фильм перешел в ранг недооцененных шедевров — а вместе с ним и мрачный Рик. Повторное появление Форда в сиквеле Вильнева лишь подтвердило многослойность характера Декарта и окончательно закрепило героя в ранге лучших протагонистов, исполненных актером.
Берег москитов (1986)
Наконец-то выберемся из плена франшиз, чтобы вспомнить «Берег москитов». Это уникальный фильм Питера Уира, повествующий о странном изобретателе (как раз его и играет Харрисон Форд). Элли Фокс презирает нынешнюю Америку и не хочет видеть, как умирает его любимая страна, поэтому однажды он берет всю свою семью и уезжает подальше от цивилизации, к Берегу москитов, где он построит собственный идеальный городок.
Образ Фокса — своего рода деконструкция всех предыдущих авантюристских ролей Форда. Безбашенный энтузиаст, свято верящий в силу ума и воли, он действительно создает место, где можно жить и не ощущать нужды. Однако вскоре, когда он теряет свой город, начинают проявляться другие его качества. Прежде всего — эгоизм, недальновидность, гордость.
За горящим взглядом скрывается безумие, за очаровательной ухмылкой — губящий идеализм. Персонаж Форда полон противоречий, но даже при всем этом такой типаж оказывается максимально человечным, живым. Поэтому нет ничего удивительного в том, что сам актер называет этого героя любимым в своей фильмографии.Свидетель (1985)
И снова Питер Уир с его особенным взглядом на современное общество. За роль в этом фильме Форд получил свой первый и, скорее всего, последний заветный «Оскар». Детектив Джон Бук должен защитить свидетеля страшного убийства — девятилетнего мальчишку. Обосновавшись в поселении амишей и пытаясь всеми силами обезопасить паренька, он начинает проникаться местной культурой.
Как и в «Береге москитов», это роль на стыке жанра и его деконструкции. Формально детектив становится драмой о существовании закрытых систем в глобализованном мире. И хотя взрывной финал с перестрелками и убийствами снова уходит к истокам полицейского кино, внимательного зрителя, через чувственную игру Форда проникнувшегося локальным бытом, не обманешь.
Беглец (1993)
Сменив амплуа копа на незаслуженно обвиненного доктора, пустившегося в бега, Форд отметился ролью в «Беглеце» Эндрю Дэвиса. На этот раз никакой пресловутой деконструкции — лишь честный триллер о противостоянии «преступника» и полицейского (другая звезда фильма — Томми Ли Джонс). Авантюрный боевик со взрывами и погонями, в котором актер возвращается к более простому экшен- персонажу.
В рамках собственной фильмографии — ничего особенного, но мастерство Дэвиса, с которым он нагружает событийный ряд картины каждые пять минут, создает концентрированное зрительское кино с протагонистом-неваляшкой, выживающим в любых обстоятельствах.Неукротимый (1988)
Харрисон Форд за свою карьеру поработал со многими талантливыми режиссерами. Роман Полански не исключение, хотя его фильм «Неукротимый», честно говоря, в список лучших работ художника едва ли войдет. Иронично, что здесь Форд снова играет доктора в беде — приехав в Париж с женой, через некоторое время его персонаж обнаруживает, что возлюбленная пропала.
Оригинальное название Frantic (безумный, неистовый) не совсем соответствует главному герою Ричарду Уолкеру, который в поисках жены действует скорее осторожно и рассудительно, но этот детектив о теневой жизни Парижа для фильмографии Форда все равно становится важным.
Будто бы вышедший в эпоху Хичкока, он цепляет своей архаикой и простотой, к тому же лишний раз доказывая, что его центральный актер — типаж вневременный, способный стать звездой в любом десятилетии.
Американские граффити (1973)
Закончить этот список было бы красиво одним из тех фильмов, где у Форда, во- первых, роль не ключевая, а во-вторых, не совсем положительная.
Задира Боб Фалфа — персонаж, который этим требованиям соответствует. Больше напоминающий харизматичного школьного буллера, герой Форда предстает перед зрителем высокомерным, инфантильным, но по-своему очаровательным. Его немногочисленные появления на экране тем не менее становятся ключевыми для восприятия всего фильма — харизма Форда просто не позволяет ему быть в тени.
Смотрите также —
Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш
Комментарии (0)