Когда мы думаем о своем любимом режиссере, то неизбежно вспоминаем его режиссерский стиль. Из чего он состоит? Что в нем «цепляет»?
Режиссеры, оставившие в киноискусстве значительный след, прибегают к массе хитростей, чтобы сделать свои картины узнаваемыми, и просто чтобы наилучшим образом донести свое видение — от выбора определенных цветовых гамм и освещения до характерных операторских приемов, музыки, приемов экспрессии, и так далее.
Именно благодаря всему этому в кино и возможно отчетливо проследить и узнать «почерк мастера», ведь он вовсе не ограничивается чисто визуальными приемами.
Дэвид Линч
Разбирать режиссерский стиль Дэвида Линча со всеми его загадками можно долго, если не бесконечно. Впрочем, если загадкам Линча и требуется универсальное объяснение, то это прежде всего постмодернизм и деконструкция. Как настоящий режиссер-постмодернист, Линч берет жанровые клише, всем известные сюжеты и стили, и делает из них нечто, противоположное устоявшимся мнениям и ожиданиям.
Дэвид Линч и Наоми Уоттс на съемках фильма «Малхолланд Драйв»
Где-то Линч просто играет с как будто бы привычным содержанием, переливая его в совершенно новую форму. Так, «Синий бархат» — «вариация на тему» детективной интриги, «Твин Пикс» родился из наследия мыльных опер, «Шоссе в никуда» — из нуарных традиций, чья контрастная стилистика Линчу вообще близка.
Где-то он больше пародирует, как в «Диких сердцем» — здесь сложно сказать, отдавал ли Линч по-своему должное стилистике голливудских роуд-муви, или скорее «прошелся» по ней. Как авангардист, Линч со своим сюрреализмом обращается больше к зрительским эмоциям, или даже к подсознанию: картины Линча путают зрителя, а порой сильно смущают, но их и не нужно воспринимать рационально.
По мнению Линча, в кино идея главенствует над формой, и он всегда охотно признавал, что осознанно и намеренно пробует «самые сумасшедшие комбинации», чтобы каждый мог вынести из его картин что-то свое.
Квентин Тарантино
Знаменитые диалоги Тарантино — конечно же, не единственное, чем выделяется его стиль: технически и стилистически его фильмы всегда проработаны не меньше, чем с точки зрения сценария. Сегодня Квентина Тарантино называют одним из лучших мастеров современного кино, ведь в смысле техники ему и правда найдется мало равных.
Квентин Тарантино и Брюс Уиллис на съемках фильма «Криминальное чтиво»
Хотя во многих отношениях Тарантино буквально единственный в своем роде — взять хотя бы те же неподражаемые диалоги. Он же — режиссер, который в своем творчестве совместил влияние гонконгского кино, японского кино, «фильмов категории B» и, конечно же, отсылки и оммажи, которые в его фильмах можно высматривать бесконечно, получив уникальный результат и армию преданных зрителей.
Тарантино часто использует динамичную съемку с движения, и в его картинах важная роль всегда отводится музыке (порой до такой степени, что некоторые фрагменты фильма напоминают клип). Еще поистине никто другой не умеет подавать сцены кровопролития так, как Тарантино с его утрированностью, обязательными «тоннами красной краски» и мастерской хореографией драк.
«Вишенкой на торте» у Тарантино служит его излюбленный и постоянно встречающийся у него прием «съемки из багажника» с камерой, направленной на героев снизу вверх.
Мартин Скорсезе
За 53 года своей режиссерской карьеры Мартин Скорсезе создал, с учетом первых короткометражных опытов, 66 картин. Один из самых плодовитых и прославленных за всю историю американских режиссеров охватил множество жанров (хотя особенно прославился своими гангстерскими лентами), а его фирменные приемы можно отследить еще начиная с самых первых его работ.
Мартин Скорсезе и Леонардо ДиКаприо на съемках фильма «Остров проклятых»
Эмоциональный и экспрессивный Скорсезе любит использовать съемку с движения — как бы разворачивая перед зрителем масштабную картину, — или же замедленную съемку — в основном ради психологического эффекта.
Еще одна характерная деталь в фильмах Скорсезе — очень многочисленная и великолепно скоординированная массовка, в которой у каждого человека есть своя маленькая, но от этого не менее важная роль.
Музыка, которую Скорсезе использует в своих фильмах, тоже часто становится знаковой. Например, песня «Gimme Shelter» группы The Rolling Stones, которая звучала в «Славных парнях», «Казино» и «Отступниках» стала чем-то вроде «неофициального гимна мафии» в кино.
Уэс Андерсон
Если режиссер — Уэс Андерсон, создатель «Королевства полной луны» и «Отеля „Гранд Будапешт“», то об этом можно догадаться по первым же секундам трейлера. В фильмах Андерсона всегда есть что-то причудливое и немного фантастическое, а еще никто больше не прорабатывает «картинку» в каждой сцене настолько тщательно, как это умеет делать Андерсон.
Уэс Андерсон на съемках мультфильма «Остров собак»
Он всегда придерживается тщательно продуманной цветовой гаммы, которая подбирается очень кропотливо, а в результате придает каждому кадру оттенок и художественности, и какой-то сказочности. Здесь продумывается все — от одежды персонажей до всего антуража, в самых подробных деталях.
Характерный Уэсу Андерсону стиль съемки — неподвижная камера и плоскостная симметричная композиция (главные объекты почти всегда в центре кадра). Говоря простыми словами, создается ощущение, что перед нами как будто бы не фильм, а картина. По этой же самой причине у режиссеров обычно принято избегать подобных приемов — они лишают кино «трехмерности».
Для Андерсона, напротив, это излюбленная «фишка», так же как и подчеркнутое использование типографики (надписи и их шрифты так и бросаются в глаза) и общий винтажный дух, преобладающий в его фильмах.
Зак Снайдер
Хотя своим творчеством Зак Снайдер себе заслужил как поклонников, так и критиков, он все равно остается одним из самых влиятельных режиссеров-визионеров современности. А подход Снайдера к жанру боевика практически разделил его историю на «до» и «после».
Зак Снайдер, Бен Аффлек и Галь Гадот на съемках фильма «Лига справедливости»
Всякий, кто смотрел «300 спартанцев» или «Хранителей» знает, что Снайдер любит замедленную съемку, а еще технику speed ramping — то есть переходы от замедленной съемки к нормальной и затем к ускоренной. Это — фирменная техника Снайдера, которая изначально была отличительной чертой именно его фильмов, хотя теперь ее можно увидеть чуть ли не в каждом первом боевике.
Кроме того, «съев собаку» на экранизациях и адаптациях комиксов (от «300 спартанцев» и «Хранителей» до «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» и «Лиги справедливости»), Снайдер выработал свой собственный подход к съемкам «боевиковых» сцен.
В отличие от большинства голливудских коллег, Снайдер предпочитает снимать такие сцены с некоторого расстояния, а не помещая камеру в самую гущу событий, таким образом делая акцент на хореографии и избавляя зрителя от частого вопроса «А что это сейчас было?».
Снайдеру частенько «прилетает» от критиков за «бездушную техничность» и преобладание формы над содержанием, но, с другой стороны, во-первых — почему бы и нет, ведь картинка получается превосходная, а во-вторых — кто еще так умеет?
Кристофер Нолан
В фильмах Кристофера Нолана все «не то, чем кажется», герои постоянно сталкиваются (и обычно справляются) с невозможными ситуациями, а режиссер гнет реальность на свое усмотрение. Фантастика по-нолановски — это немного «магический реализм».
Кристофер Нолан, Леонардо ДиКаприо и Эллен Пейдж на съемках фильма «Начало»
Вообразите мир, который почти совсем как наш, но только в нем можно управлять снами («Начало»). Или в котором Николе Тесле удается создать полумагический прибор, с самыми поразительными последствиями («Престиж»). Или мир-предупреждение, в котором жизни на Земле грозит катастрофа, и ничего другого не остается, кроме как начинать искать для человечества новый дом где-то в глубинах космоса («Интерстеллар»).
Нолан в своей собственной манере возродил неонуар, причем сделал это, занявшись супергеройскими киноадаптациями и сняв трилогию «Темный рыцарь» (2005−2012) — хороший пример того, что секрет Нолана, вероятно, в том числе и в умении выжать максимум масштаба и размаха даже из не самого сложного сюжета. (Хотя в этом плане «Темного рыцаря» с его прямолинейностью для Нолана можно назвать исключением.)
Большую же часть времени Нолан погружен в свои «игры разума», которых все уже привыкли от него ожидать. Тем более что в его случае чем все сложнее — тем интереснее.
Дэвид Финчер
Дэвид Финчер начинал как клипмейкер, а сегодня он один из самых заметных деятелей современного неонуара. Приглушенные цвета, тени, всегда лаконичная стилистика — четко и симметрично выстроенные кадры, ничего лишнего, — а еще, конечно же, фирменная игра на зрительских нервах — верные приметы «финчеровщины».
Дэвид Финчер, Брэд Питт и Эдвард Нортон на съемках фильма «Бойцовский клуб»
Если кто и умеет сделать «мрачно и красиво», так это Дэвид Финчер. Причем даже когда заходит на менее угрюмую и более романтическую территорию, как в «Загадочной истории Бенджамина Баттона». Финчер еще в начале карьеры отметился во франшизе «Чужого» («Чужой 3»), сразил всех триллером «Семь», после чего продолжил картинами «Игра» и экранизацией романа Чака Паланика «Бойцовский клуб», которая сама по себе стала классикой.
Книжные триллеры — вообще то, мимо чего Финчер, как режиссер, явно не может пройти. Ему принадлежат киноадаптации «Девушка с татуировкой дракона» (2011) и «Исчезнувшая» — и та, и другая ни в чем не уступают своим первоисточникам.
В плане техничности и внимания к съемочному процессу Финчера иногда сравнивают с самим Стэнли Кубриком. Как и Кубрик, Финчер любит доводить свои творения до «немыслимого совершенства», порой работая над одним проектом не один год.
Тим Бертон
Тим Бертон — режиссер, которого не спутаешь ни с кем, даже вне зависимости от степени знакомства с его творчеством. Стиль Бертона, чуть ли не самого главного «выдумщика» Голливуда, давно ассоциируется с чем-то совершенно определенным — очень причудливым, мрачным, но по-своему красочным, странным, но изящным, и обычно не лишенным юмора — как правило, черного.
Тим Бертон и Джонни Депп на съемках фильма «Эдвард руки-ножницы»
Для большинства зрителей чудаковатость персонажей Бертона («Сонная Лощина», «Чарли и шоколадная фабрика», «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит») выглядит сугубо авторской, и это правда. Бертон годами отрабатывал свой стиль, а начинал как художник-аниматор. Знатоки кино еще могут отметить влияние таких режиссеров, как Фриц Ланг или Роберт Вине, — словом, все характерные черты киноэкспрессионизма.
Причем этот свой почерк Бертон использовал не только в подчеркнуто эксцентричных картинах вроде «Эдварда Руки-ножницы», но и в своих адаптациях известных комиксов, таких как «Бэтмен возвращается».
Терренс Малик
Известный своей любовью к затворничеству режиссер Терренс Малик пропал на 20 лет, выпустив на экраны драму «Дни жатвы», ставшую культовой, после чего триумфально возвратился с «Тонкой красной линией» — военной драмой о событиях Второй мировой, получившей не меньшее признание.
Терренс Малик и Кристиан Бэйл на съемках фильма «Рыцарь кубков»
Творчество Малика — это то удивительно долгие перерывы (между «Тонкой красной линией» и его следующей картиной «Новый Свет» прошло еще целых семь лет), то периоды необыкновенно быстрой и интенсивной работы, когда его картины выходят одна за другой: так, с 2011 года по 2019-й Малик выпускал чуть ли не по фильму в год.
Съемки Малик часто проводит или за час до заката, или за час до восхода, стремясь поймать особенное освещение. Это и прослеживается в фильмах Малика: естественное освещение, плавная съемка с помощью стедикама, приглушенные цвета и нередко общее ощущение «потока сознания» благодаря закадровому голосу (причем порой рассказчиков несколько).
Характерная тема, которая занимает Малика на протяжении всей его фильмографии — взаимодействие (или противостояние) человека с природой.
Майкл Бэй
Режиссерский стиль главного взрывателя Голливуда Майкла Бэя («Трансформеры», «Скала», «Плохие парни», «Армагеддон»…) можно метко охарактеризовать словом «bayhem» — по-русски «бэйздец».
Майкл Бэй на съемках фильма «Трансформеры: Эпоха истребления»
Громкие, масштабные, образцово «блокбастерные» фильмы Бэя, в которых все гремит, взрывается и разрушается, сродни сумасшедшему аттракциону, от которого либо получаешь такое удовольствие, что дух захватывает, либо тупую головную боль.
Бэй обожает грандиозные зрелища и знает в них толк. Камера у него скользит и парит, мчится и падает вместе с героями. Он то показывает экшен так шустро, что боишься лишний раз моргнуть, как бы чего не пропустить, то вдруг эпично замедляется — но даже в эти моменты «выдохнуть» не получается, потому что инстинктивно чувствуешь: сейчас будет «бэйздец».
Критики Бэя не жалуют, причем откровенно — дурновкусие и пошлость, говорят. Однако у критиков свои фильмы (которые подчас специально для них и снимают), а у Бэя — свои поклонники, которым его режиссерский подход нравится.
Смотрите также —
Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш
Комментарии (0)