Многие из них кажутся смешными, нелепыми и неуместными в наших стильных квартирах. Но когда-то наши мамы и папы, бабушки и дедушки были готовы сутками стоять в очередях и отмечаться в списках, лишь бы добыть заветную вещь.
«Стенка»
Огромная система хранения — внушительные шкафы, занимающие целую стену, стояла практически в каждой квартире. В них, пожалуй, и слон бы поместился. Но слона в советских квартирах не было, так что домохозяйки хранили там белье, книги, посуду, документы и многие другие вещи. В зависимости от модели в стенке была ниша для телевизора или секретер.
Идеальная квартира, с точки зрения советского человека, — как у Антона Семеныча Шпака
Зайти в магазин и просто так купить «стенку» было невозможно. Нужно было сначала долго откладывать деньги — мебель могла стоить 8-10 средних советских зарплат. Потом стоять в очереди (а они тоже были разные — например, отдельная очередь для многодетных), порой сутками, регулярно отмечаться в списках. День, когда заветные шкафчики занимали место в квартире, был праздником.
При этом пределом мечтаний была не отечественная продукция из ДСП, а мебель импортного производства. Югославия, ГДР, Польша звучали как песня для советского уха. Жаль, что в продажу качественные шкафы поступали редко и их приходилось «доставать». Как правило, сначала люди записывались в очередь на покупку в профкоме, и только года через два им приходило разрешение на это.
Сервиз «Мадонна»
Если в «стенке» есть сервант, то на видном месте в нем должен стоять красивый набор посуды, который ставят на стол только по праздникам (или не ставят вообще: вдруг разобьется). Легендой и мечтой всех советских женщин тогда стал фарфоровый сервиз «Мадонна» производства ГДР.
Сложно сказать, почему именно эти пасторальные картинки в стиле барокко стали в нашей стране олицетворением хорошего вкуса. Может, потому, что они сильно отличались от той посуды, которую производили в Союзе. А может, еще и потому, что позолота в качестве дополнительного украшения делала «Мадонну» смотрящейся дорого и богато.
Сервизы «Мадонна», кстати, были разные — столовые, чайные, кофейные. Только вот назывались они в самой Германии по-другому. Но когда каждый уважающий себя советский командировочный или турист стал считать своим долгом вернуться из ГДР с этим сервизом и их производство в расчете на наших покупателей было увеличено, немцам в принципе уже было все равно, как называть посуду.
Книги
Не удивляйтесь, что мы записали их в предмет интерьера. Вы поймете почему, когда мы вспомним, как это было.
Хорошо изданная книга в Союзе была настоящим дефицитом. Нет, конечно, в свободном доступе можно было всегда купить классиков марксизма-ленинизма, прочую литературу, отражающую эпоху. А вот сборник произведений Дюма или Джека Лондона, «Библиотеку всемирной литературы» или же полное собрание «Библиотеки приключений»…
А если что-то в дефиците, значит, это что-то нужно непременно достать. Это стало своего рода коллекционированием: люди буквально охотились за качественными изданиями, в коленкоровых обложках. Идеально, если это были собрания сочинений: оформленные в едином стиле, с красиво смотрящимися в шкафу за стеклом корешками. Их не обязательно было даже читать, главное, что они отлично смотрелись в интерьере.
Постеры и фото на стенах, кстати, тоже отличительная черта того времени
Настенный ковер
Нет, конечно, у кого не хватало денег на такую роскошь, мог обойтись скромным гобеленом с милыми оленями или лебедями. Но мечтать он все равно должен был о ковре: большом, ярком на всю стену. Который стоил не меньше полноценной зарплаты советского инженера, а если с каким-то особым узором, то и две-три зарплаты.
Самыми дорогими были оригинальные ковры — азербайджанские, туркменские, киргизские. Они служили одновременно и звукоизоляцией, и фоном для фотосессий (поднимите руку, у кого нет фотографии из детства на фоне ковра), и возможностью пару раз в год как следует размяться, выбивая эту роскошь на улице — обязательно на глазах у всего двора, чтобы показать свою статусность.
Хрусталь
Огромная тяжелая ваза с толстыми стенами. Чем богаче декор, тем дороже. Фужеры, салатницы, рюмки, графины — плоха та хозяйка, сервант которой не наполнен шикарными хрустальными вещицами (они идеально обрамляют «Мадонну» в центре композиции).
Хрусталь дарили на свадьбы, юбилеи, другие важнейшие события. Разбить хоть один элемент сервиза было страшной трагедией.
Особым шиком был импортный хрусталь. Если вы могли позволить себе гордо сказать, что у вас есть богемское стекло, все, на вас клеймо зажиточного человека. А если вы еще и обладатель мельхиоровых столовых приборов, вам точно будут завидовать. А если вы вдруг нечаянно в гостях оторвали с хозяйского бокала этикетку «Богемия», вас могли и проклясть.
Кухонный гарнитур
О встроенных кухнях советские домохозяйки не то что не мечтали, даже и не знали. Вершина советской промышленности — одинаковые белые глянцевые шкафы, которые стояли во многих квартирах. Те, у кого не было и таких, довольствовались разрозненными, отдельно стоящими шкафами или же делали гарнитур самостоятельно — практически каждый взрослый мужчина в то время мог сколотить табуретку или сделать шкаф.
Но мечтой тогда оставались импортные кухни — чешские, польские, они были очень ярких цветов: красные, синие. Такие были в магазинах, но денег на них не всем хватало. А вот чего действительно мало кто мог себе позволить, так это румынскую мебель, в том числе и кухонную.
Вот он, тот самый глянцевый гарнитур
Люстра «Каскад»
Люстра с «висюльками», имитирующими хрусталь, была не очень дорогой (25 рублей), но очень дефицитной. Не имея возможности купить настоящий хрустальный светильник, советские граждане сметали с прилавков подделку под него. Впрочем, до магазинов поставки товара доходили редко: их расхватывали еще на этапе склада перекупщики и «знакомые знакомых».
При этом все знали, какое мучение будет мыть эту люстру, знали, что подвески будут падать и ломаться, что крепления ужасны. Но даже это не останавливало нашего человека в погоне за красотой.
А вот настоящие хрустальные люстры были прежде всего импортными, преимущественно чехословацкими. И стоили они как небольшой автомобиль.
Трельяж
Низкая тумбочка на ножках с тройным зеркалом обязательно должна была быть в квартире каждой советской модницы. Ее использовали как туалетный столик — важный дамский мебельный аксессуар. И не важно, что за ним было невозможно сидеть, настолько низеньким он был. Сам факт его наличия уже говорил о хорошем вкусе хозяйки и ее стремлению к уходу за собой.
Впрочем, трельяж — это для тех, кто побогаче. В среднестатистической квартире стояло трюмо — почти тоже самое, только с одним зеркалом. Чаще всего его место было в коридоре: в шкафчиках лежали тапки, а на самой тумбе — расчески. И обязательно ажурная салфетка.
И полированный сервант, и ковер — все на месте
Домашний телефон
Был далеко не в каждом доме. Можно было десятилетиями стоять в очереди на подключение к АТС, если, конечно, вы не были привилегированной семьей и не получили его по каким-то заслугам.
Так вот в какой-то момент «для престижа» люди, которые только встали в очередь, уже покупали себе сам аппарат. Ставили его дома на видное место или крепили на стену. При этом особым шиком считались кнопочные аппараты, которые купить было гораздо сложнее, чем привычные дисковые.
Сервант
Где же хозяйке хранить милый сердцу хрусталь? Конечно, в серванте — таком массивном полированном буфете на ножках. Обязательно, чтобы были сдвигающиеся стеклянные дверцы и внизу — обычные шкафы.
Такой купить было несложно. А вот сервант-горка из ГДР был объектом особого вожделения. Он состоял из двух частей — верхней стеклянной съемной и нижней глухой. Выставить посуду в таком серванте было двойным показателем достатка в семье.
Комментарии (0)