Мы призываем людей замечать не только плохое, а почаще открывать своё сердце для добра.

10 правил воспитания советских детей, которые актуальны и сегодня

 

Идеализировать советскую систему воспитания не стоит — в ней было немало недочетов и откровенных перегибов. Но, несмотря на это, есть в старых методах и немало хорошего, что вполне можно взять на вооружение современным родителям и педагогам. 

Эти десять правил, на которых было основано воспитание детей в Советском Союзе, точно не принесут вреда современным детям.

Основная база советского метода воспитания детей была создана в 20‑х и 30‑х годах прошлого века легендарным советским педагогом Антоном Семеновичем Макаренко. В то время в СССР было огромное количество беспризорных детей, которые пополняли собой ряды преступных элементов.

Представители власти забирали с улиц бездомных детей и помещали их в детские дома, где их «перековывали» в сознательную советскую молодежь. Антон Макаренко был одним из наиболее передовых педагогов своего времени и его методы прочно вошли в советские учебники, использовавшиеся не одним поколением работников образования. Вот несколько важных правил советской педагогики, которые можно назвать актуальными  в наши дни.

1. Соблюдение режима

При воспитании советских детей с самых малых лет большое внимание уделялось режиму дня. Считалось, что все процессы в детской жизни должны были проходить строго по часам — кормление, сон, учеба и досуг. В СССР медработники ходили по домам и проверяли, как набирают вес грудные дети. В стране, где все строго подчинялось стандартам, регламент был даже в этой сфере жизни граждан.

Режим поддерживался в яслях, детских садах и школах, а кроме этого дома родителям настоятельно рекомендовали организовывать жизнь ребенка в соответствии с одобренным светилами медицины и педагогики распорядком. В частности, давать детям лакомства в перерывах между приемами пищи, считалось грубым нарушением.

2. Закалка и сон на свежем воздухе

Пребывание на свежем воздухе в СССР небезосновательно считалось одним из непременных условий крепкого иммунитета и здоровья ребенка. Поэтому многие мамы даже в трескучие морозы изыскивали способы хоть недолго, но гулять с коляской по улице. Старались организовать на свежем воздухе и дневной сон, причем в любое время года.

В детских садах кровати выставляли на улицы и в них укладывали тепло одетых малышей. Кроме этого, организовывались закаливающие процедуры, такие как обливания и обтирания холодной водой на улице. Это считалось полезным для сердечно-сосудистой системы. Советский лозунг «В здоровом теле – здоровый дух» был одним из основных в воспитании подрастающего поколения.

3. Физкультура и спорт

Физкультура и спорт была неотъемлемой частью воспитательного процесса. В детских садах и школах занятия физкультурой проводили в зависимости от погоды и сезона — в залах или на улице. Для уроков физического развития возле учебных заведений устраивали стадионы и спортивные площадки, на которых летом дети выполняли упражнения и играли в спортивные игры, а зимой катались на лыжах и санках.

4. Социализация

В Союзе родителей убеждали, что в детский сад малышей нужно отдавать в самом раннем, грудном возрасте. Мамы должны были как можно быстрее выйти на работу из декретного отпуска и продолжить приносить пользу советскому народу.

Немаловажным считалась и социализация детей, которая происходила при их воспитании в коллективе. Ребенок должен был с самых ранних лет приучаться жить в обществе и взаимодействовать с его членами. Это также развивало ответственность как за себя, так и за коллектив в целом.

5. Коллективная ответственность

Коллективная ответственность — это отличный способ воспитать сознательного члена общества. Именно благодаря этому принципу никакого буллинга в советских школах не было, а любые проявления агрессии или дисциплинарные нарушения пресекались товарищами.

В качестве примера коллективной ответственности можно привести случай, описанный американским академиком и детским психологом Ури Бронфенбреннером в 1970‑х годах прошлого века. В изданной им книге «Два мира детства: Дети в США и СССР» есть рассказ советской учительницы о борьбе нарушителями дисциплины в классе.

   Представим себе, что десятилетний Вова дергает Аню за косу. Я ему делаю замечания — одно, второе, третье — он продолжает свое. Тогда я прошу класс обратить внимание на поведение Вовы. Теперь я спокойна — на перемене с мальчиком поговорят дежурные пионерского звена. Они ему напомнят, что его недисциплинированность отзовется на оценке поведения всего звена.

6. Приучение к труду и самостоятельности​

С раннего детства ребенка постепенно подготавливали к самостоятельной жизни. Детей обязывали помогать старшим в самых различных домашних делах, тем самым помогая приобретать важные во взрослой жизни навыки и знания. В школе обязательно был такой предмет, как трудовое обучение, на уроках которого школьников учили разным премудростям.

Мальчики осваивали ручные и электрические инструменты, а в старших классах даже промышленные станки, а девочки учились шить, вязать и готовить. Таким образом, почти каждый советский школьник мог решить элементарные домашние задачи, не прибегая к помощи взрослых.

7. Минимум свободного времени

Многие советские дети после школьных занятий оставались в группах продленного дня, в так называемой «продленке». Остальные после уроков спешили домой, чтобы пообедать и отправиться в кружок или спортивную секцию. В СССР работало огромное количество музыкальных и художественных школ, станций юных техников и спортивных секций на любой вкус.

Многие дети не ограничивались одним кружком, а посещали несколько. Это было полезно для ребенка, а также существенно облегчало жизнь родителям — проблема присмотра за детьми в то время, как взрослые находились на работе, была решена.

8. Не баловать детей

Чтобы дети росли самостоятельными и трудолюбивыми, их категорически запрещали баловать. В СССР было не принято покупать детям много игрушек, наряжать их или закармливать сладостями. Этому, кстати, хорошо помогал дефицит, из-за которого не только излишества, но и хорошие вещи первой необходимости было достать непросто.

Родителей предупреждали, что избалованные дети превращаются в асоциальные элементы, а уж до совершения преступления после этого всего один шаг. Непритязательность в быту считалась одним из важных признаков сознательного советского человека.

9. Любовь к природе

Любовь к природе прививалась советским детям с самых ранних лет. В детских садах и школах были популярны уроки, проводимые на свежем воздухе, а кроме этого работали зоологические и ботанические кружки, туристические секции и станции юных натуралистов.

Чтобы приблизить природу к городским детям, во многих школах организовывались живые уголки, в которых можно было встретить самую разную живность. Среди молодого поколения всячески поощрялись аквариумистика и любовь к котам и собакам.

10. Моральные ценности

Этическое воспитание было важной частью педагогического процесса. Поэма Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» стала настоящим гимном нравственности нескольких поколений советской детворы. Так как религию в СССР не жаловали, то моральные ценности объясняли не на примере заповедей, а посредством особой системы ценностей советского человека и строителя коммунизма.

Детей учили жить не для себя, а для пользы всего общества, соблюдать чистоту, быть вежливыми, уважать старших и не стремиться к материальным благам. Большую роль всегда отводили семье, как важной ячейке советского общества. Можно сказать, что все эти ценности не слишком отличались от христианских, но были иначе сформулированы.


Источник: 10 правил воспитания советских детей, которые актуальны и сегодня
Автор:
Теги: внимание воспитание дети методика подростки родители ссср Уважение учеба Дети и семья ребенок Сегодня советский вооружение

Комментарии (27)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Галина Иванюгина 
Отличное было воспитание!Спасибо нашим родителям и учителям!
Грозовое облако
Ну если брать в общем и целом - то да, нас именно так и воспитывали. О дошкольном воспитании - не скажу плохо, сама и в яслях, и в саду росла, и как-то особо не болела, правда, сад был по тем временам - элитный. А вот школа - точно брала на себя основную задачу в становлении личности ребёнка. Тогда и учителя были именно воспитателями, помимо основного учебного процесса детям посвящали огромное количество времени - мы и на экскурсии в другие города ездили, и ходили в Театр, посещали выставки, из музеев не вылезали - развивались, короче. И этот багаж на всю жизнь остался. Школе я благодарна. Кружки, секции, внеклассная работа - здорово было! Про сегодня, думаю, такого родители не скажут - если нет материальной возможности - то и дети будут сидеть в Инете, копаться в гаджетах, получая массу абсолютно не нужной информации, калечащей детские души.
Ольга Токарева 
Против интернета я бы не стала так категорично высказываться. Интернет в наше время -это окно в мир. Я уже восемь лет пенсионерка и активно пользуюсь интернетом. Мне не надо где-то копаться в старых журналах, я могу узнать ответ на любой вопрос. Хватает времени и путешествия посмотреть , и музыку послушать(классику люблю).Аудиокниги -просто находка для меня. Я и не мечтала, что у меня в старости появится такой ящик, который будет для меня в нужное время и в дома. Детей надо ориентировать, направлять.
Грозовое облако
Ольга, так а кто говорит, что Интернет это плохо. Беда в том, что дети, в отличии от нас, взрослых, не умеют фильтровать информацию, то, что интересно нам с Вами, им даром не нужно. А вот открыв рот слушать Навального, а потом выходить на стачки в его поддержку-вот что страшно. И мы с Вами тут ничего им не внушим, уже не авторитеты мы для них, инстинкт толпы-все идут-и я пойду. А так-то Интернет-вещь хорошая. Для думающих людей.
Алла Божок 
А что, лучше слушать новоявленного царя и наместника Бога на земле Путина? И бояться в своей стране, в своем городе всего и всех, особенно полиции? Вернемся к царизму, империи. Действительно, глубоко в крови желание иметь царя и думать только так, как он дозволит...
Грозовое облако
Нет, не лучше. Я что, про Царя где-то писала? Тема о другом несколько, а Навального привела для примера, не более.
Елена Фаворина 
Конечно, бывали и перегибы. Но в целом, старались воспитывать детей правильно.
Ирина Алпатова
Были. Но мы почему-то не "перегибы" проработали и исключили, а систему снесли...
Елена Фаворина 
Согласна. У нас везде так. даже в песне пелось: "Весь мир насильем мы разрушим до основанья, а затем...."
Salakhova Tatyana
"Весь мир НАСИЛЬЯ мы разрушим. До основанья, а затем."
Галина Иванюгина 
Ээх,Елена Фаворина...Вот так и случается.Немного переврали слова и пошла цепная реакция недоразумений.И уже смысл песни-то другой.
Лично я горько ухмыляюсь словам этого же стихотворения:кто был НИКЕМ,тот станет ВСЕМ.Прямо хочется добавить:кто был НИЧЕМ.
Наталия Бабак
Насчёт того, что детей приходилось едва не трёх месяцев отдавать в ясли - это не самый лучший вариант для их здоровья. Помню, как мы забрали мою троюродную сестрёнку в очередной раз с конъюнктивитом из яслей, а заодно с её мамой понаблюдали, как нянечка вытирает одним и тем же носовым платком малышам рот после еды, сопли и слёзы, когда детки плачут. И это в период, когда в группе заболевание, не образующее иммунитета! А ещё там делалось "выветривание": открывали в дождливую погоду окна так, чтобы деток просквозило, они простудились и остались дома (или в больнице, тут как повезёт). Тогда нянечкам заботы меньше. Так что это на картинке всё красиво, а в жизни - не очень. Да и как будет чувствовать себя на работе мама, оторванная от такой крохи? Похоже, тогда была беда с детской психологией, потому что уж в 3 месяца ребёнок ещё очень сильно привязан к матери: он ведь совсем недавно был в утробе.
Данил Арутюнов
Натали, армянскую безотцовщину отдали с роддома в ясли, а потом детсад с ночёвками, школа с продлёнкой, потому что бабушка и мама были заняты работой, а затем твёрдый хорошист стал промышленным экономистом с двумя иностранными языками и собственным курсом делового английского языка. Кстати, отчество Леонидович в честь товарища Брежнева! Всем прекрасных выходных ,)))
Frida Ivnytska 
Да ещё и нянями работали мало образованные женщины
Душечка
Всё правда, воспитывали правильно, кружков было полно, приучали к труду и самостоятельности, и уважение к старшим, минус, что жили многие очень бедно, что детишек приходилось отдавать очень рано в ясли, и даже с ночёвкой или 5дневкой, потому что мамы выходили на работу, декретный отпуск был совсем короткий, сидеть с ребенком было некому, тогда все работали,везло тем, у кого были бабушки, поэтому дети часто болели, но медицина была хорошая, к детям внимательно относились, следили за их здоровьем.
Акалифа Кунти
Буллинг был, и еще какой. Было, конечно, во многом лучше, чем сейчас, но уж не так сусально, как тут расписали.
Галчона Владимировна
Конечно, времена были другие и не известно, какими выросли бы мы, если бы интернет был в то время. Но система воспитания была хорошая. Кружки, секции были бесплатными, ходи, пожалуйста, если нравится. Ответственности было больше. Мне нравилось то время.
Наталия Комлева
Насчет минимума свободного времени - почему именно продленка и кружки? Можно провести это время в библиотеке, например.
В школах была травля. Так что кое в чем автор соврал.
Нина Мешкова 
Правильно или не правильно воспитывали в Сов .время,но дети,подростки и молодежь всегда уступали место пожилым в общественном транспорте.А сейчас мотается старуха ,держась за поручень,около 20летнего паренька ,а он сидит и не видит вокруг ничего и никого....
Ульянкина Ирина 
Или встает старуха и уступает место дитятке. Сколько раз наблюдала подобную картину...
Татьяна S@
В общеми целом, за детьми государство присматривало хорошо. Кроме яслей. Считаю, что ранее трех лет детей от матери отрывать, даже таким «гуманным» образом, нельзя.
Frida Ivnytska 
Хорошо, если ребенку в школе попадался хороший учитель. А сколько тогда было самодуров? У меня первые два класса преподавала учительница с очень нервным характером.Орала на учеников. На меня она не орала. Если бы она такое в мою сторону позволила, то я бы родителям пожаловалась, потому что я их не боялась. Мои родители бы не стерпели этого. Но она на глазах нас детей, унижала тех кто не был успевающим учеником. Кроме того брала вятки с родителей не очень-то умных детей. До 5-го класса были они отличниками, а с пятого круглыми двоечниками. По всем дисциплинам учителей же не купишь.
А с 3-го по пятый класс был у нас учитель пьяница безразличный.После таких учителей в классе было много детей, которые не могли читать.
И только в пятом появились нормальные учителя.
татьяна горбунова 
Фрида,вы наверное в 90-х учились,это тогда взятки начали брать и стали нервными,когда зарплату годами не платили,а в советское время ....вряд ли такое было
Наталия Комлева
Увы, было. Хотя и не в таких масштабах, скорее всего.
Frida Ivnytska 
Я училас с 1960 до 1970 г. И тогда тоже любили подношения. У моей мамы денег не было подношения делать. Да и надобности не было. Нас было трое в семье. Мы все хорошо учились и занимались общественной работой и спортом.. У моих родителей проблем с нами не было.
Эмануэла
Да, действительно основные постулаты всегда будут актуальны. Но точно могу сказать что с истериками, капризами ребёнка вполне легко можно справиться не только при помощи наказаний, но и если подпитывать его организм добавками специальными. У нас это именно бэби формула омега-3 (рыбки). И ребёнку вкусно, и качество супер.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
12 золотых правил воспитания счастливого ребенка, которые должна знать каждая мама.
12 золотых правил воспитания счастливого ребенка, которые должна знать каждая мама.
25
Женский развлекательный и поучительный сайт. 19:10 02 дек 2020
10 правил великолепной Коко Шанель, которые актуальны на все времена
10 правил великолепной Коко Шанель, которые актуальны на все времена
6
Женский каприз 14:10 23 апр 2023
7 секретов красоты легендарной Коко Шанель, которые актуальны и сегодня
7 секретов красоты легендарной Коко Шанель, которые актуальны и сегодня
30
Женский развлекательный и поучительный сайт. 20:43 13 дек 2020
8 лайфхаков 100-летней давности, которые актуальны и сегодня
8 лайфхаков 100-летней давности, которые актуальны и сегодня
5
Человек познаёт мир 03:30 10 мар 2024
7 принципов воспитания наших бабушек, которые давали куда больше толку, чем воспитание сейчас
7 принципов воспитания наших бабушек, которые давали куда больше толку, чем воспитание сейчас
5
Человек познаёт мир 19:00 10 сен 2025
12 золотых правил воспитания счастливого ребенка, которые должна знать каждая мама.
12 золотых правил воспитания счастливого ребенка, которые должна знать каждая мама.
20
Сад огород дача и все самое интересное 06:12 18 дек 2017
Чем родители-французы отличаются от русских: принципы воспитания детей
Чем родители-французы отличаются от русских: принципы воспитания детей
89
Женский каприз 16:15 10 дек 2021
5 правил поведения для родителей: налаживаем отношения со взрослыми детьми
5 правил поведения для родителей: налаживаем отношения со взрослыми детьми
11
Женский развлекательный и поучительный сайт. 18:49 09 мар 2020
Принципы дворянского воспитания, которые актуальны в ХХI веке
Принципы дворянского воспитания, которые актуальны в ХХI веке
0
Общество и я 18:00 23 янв 2017
400 лет назад самурай написал 20 правил вечной мудрости, которые актуальны до сих пор
400 лет назад самурай написал 20 правил вечной мудрости, которые актуальны до сих пор
14
Сад огород дача и все самое интересное 05:57 27 окт 2018
10 золотых правил воспитания Антона Макаренко
10 золотых правил воспитания Антона Макаренко
0
Жизнь прекрасна 19:30 12 янв 2017
Лайфхаки, которые сделают привычные блюда вкуснее
Лайфхаки, которые сделают привычные блюда вкуснее
2
Человек познаёт мир 21:42 17 дек 2025

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства