Мы призываем людей замечать не только плохое, а почаще открывать своё сердце для добра.

10 правил воспитания советских детей, которые актуальны и сегодня

 

Идеализировать советскую систему воспитания не стоит — в ней было немало недочетов и откровенных перегибов. Но, несмотря на это, есть в старых методах и немало хорошего, что вполне можно взять на вооружение современным родителям и педагогам. 

Эти десять правил, на которых было основано воспитание детей в Советском Союзе, точно не принесут вреда современным детям.

Основная база советского метода воспитания детей была создана в 20‑х и 30‑х годах прошлого века легендарным советским педагогом Антоном Семеновичем Макаренко. В то время в СССР было огромное количество беспризорных детей, которые пополняли собой ряды преступных элементов.

Представители власти забирали с улиц бездомных детей и помещали их в детские дома, где их «перековывали» в сознательную советскую молодежь. Антон Макаренко был одним из наиболее передовых педагогов своего времени и его методы прочно вошли в советские учебники, использовавшиеся не одним поколением работников образования. Вот несколько важных правил советской педагогики, которые можно назвать актуальными  в наши дни.

1. Соблюдение режима

При воспитании советских детей с самых малых лет большое внимание уделялось режиму дня. Считалось, что все процессы в детской жизни должны были проходить строго по часам — кормление, сон, учеба и досуг. В СССР медработники ходили по домам и проверяли, как набирают вес грудные дети. В стране, где все строго подчинялось стандартам, регламент был даже в этой сфере жизни граждан.

Режим поддерживался в яслях, детских садах и школах, а кроме этого дома родителям настоятельно рекомендовали организовывать жизнь ребенка в соответствии с одобренным светилами медицины и педагогики распорядком. В частности, давать детям лакомства в перерывах между приемами пищи, считалось грубым нарушением.

2. Закалка и сон на свежем воздухе

Пребывание на свежем воздухе в СССР небезосновательно считалось одним из непременных условий крепкого иммунитета и здоровья ребенка. Поэтому многие мамы даже в трескучие морозы изыскивали способы хоть недолго, но гулять с коляской по улице. Старались организовать на свежем воздухе и дневной сон, причем в любое время года.

В детских садах кровати выставляли на улицы и в них укладывали тепло одетых малышей. Кроме этого, организовывались закаливающие процедуры, такие как обливания и обтирания холодной водой на улице. Это считалось полезным для сердечно-сосудистой системы. Советский лозунг «В здоровом теле – здоровый дух» был одним из основных в воспитании подрастающего поколения.

3. Физкультура и спорт

Физкультура и спорт была неотъемлемой частью воспитательного процесса. В детских садах и школах занятия физкультурой проводили в зависимости от погоды и сезона — в залах или на улице. Для уроков физического развития возле учебных заведений устраивали стадионы и спортивные площадки, на которых летом дети выполняли упражнения и играли в спортивные игры, а зимой катались на лыжах и санках.

4. Социализация

В Союзе родителей убеждали, что в детский сад малышей нужно отдавать в самом раннем, грудном возрасте. Мамы должны были как можно быстрее выйти на работу из декретного отпуска и продолжить приносить пользу советскому народу.

Немаловажным считалась и социализация детей, которая происходила при их воспитании в коллективе. Ребенок должен был с самых ранних лет приучаться жить в обществе и взаимодействовать с его членами. Это также развивало ответственность как за себя, так и за коллектив в целом.

5. Коллективная ответственность

Коллективная ответственность — это отличный способ воспитать сознательного члена общества. Именно благодаря этому принципу никакого буллинга в советских школах не было, а любые проявления агрессии или дисциплинарные нарушения пресекались товарищами.

В качестве примера коллективной ответственности можно привести случай, описанный американским академиком и детским психологом Ури Бронфенбреннером в 1970‑х годах прошлого века. В изданной им книге «Два мира детства: Дети в США и СССР» есть рассказ советской учительницы о борьбе нарушителями дисциплины в классе.

   Представим себе, что десятилетний Вова дергает Аню за косу. Я ему делаю замечания — одно, второе, третье — он продолжает свое. Тогда я прошу класс обратить внимание на поведение Вовы. Теперь я спокойна — на перемене с мальчиком поговорят дежурные пионерского звена. Они ему напомнят, что его недисциплинированность отзовется на оценке поведения всего звена.

6. Приучение к труду и самостоятельности​

С раннего детства ребенка постепенно подготавливали к самостоятельной жизни. Детей обязывали помогать старшим в самых различных домашних делах, тем самым помогая приобретать важные во взрослой жизни навыки и знания. В школе обязательно был такой предмет, как трудовое обучение, на уроках которого школьников учили разным премудростям.

Мальчики осваивали ручные и электрические инструменты, а в старших классах даже промышленные станки, а девочки учились шить, вязать и готовить. Таким образом, почти каждый советский школьник мог решить элементарные домашние задачи, не прибегая к помощи взрослых.

7. Минимум свободного времени

Многие советские дети после школьных занятий оставались в группах продленного дня, в так называемой «продленке». Остальные после уроков спешили домой, чтобы пообедать и отправиться в кружок или спортивную секцию. В СССР работало огромное количество музыкальных и художественных школ, станций юных техников и спортивных секций на любой вкус.

Многие дети не ограничивались одним кружком, а посещали несколько. Это было полезно для ребенка, а также существенно облегчало жизнь родителям — проблема присмотра за детьми в то время, как взрослые находились на работе, была решена.

8. Не баловать детей

Чтобы дети росли самостоятельными и трудолюбивыми, их категорически запрещали баловать. В СССР было не принято покупать детям много игрушек, наряжать их или закармливать сладостями. Этому, кстати, хорошо помогал дефицит, из-за которого не только излишества, но и хорошие вещи первой необходимости было достать непросто.

Родителей предупреждали, что избалованные дети превращаются в асоциальные элементы, а уж до совершения преступления после этого всего один шаг. Непритязательность в быту считалась одним из важных признаков сознательного советского человека.

9. Любовь к природе

Любовь к природе прививалась советским детям с самых ранних лет. В детских садах и школах были популярны уроки, проводимые на свежем воздухе, а кроме этого работали зоологические и ботанические кружки, туристические секции и станции юных натуралистов.

Чтобы приблизить природу к городским детям, во многих школах организовывались живые уголки, в которых можно было встретить самую разную живность. Среди молодого поколения всячески поощрялись аквариумистика и любовь к котам и собакам.

10. Моральные ценности

Этическое воспитание было важной частью педагогического процесса. Поэма Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» стала настоящим гимном нравственности нескольких поколений советской детворы. Так как религию в СССР не жаловали, то моральные ценности объясняли не на примере заповедей, а посредством особой системы ценностей советского человека и строителя коммунизма.

Детей учили жить не для себя, а для пользы всего общества, соблюдать чистоту, быть вежливыми, уважать старших и не стремиться к материальным благам. Большую роль всегда отводили семье, как важной ячейке советского общества. Можно сказать, что все эти ценности не слишком отличались от христианских, но были иначе сформулированы.


Источник: 10 правил воспитания советских детей, которые актуальны и сегодня
Автор:
Теги: внимание воспитание дети методика подростки родители ссср Уважение учеба Дети и семья ребенок Сегодня советский вооружение

Комментарии (27)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Галина Иванюгина 
Отличное было воспитание!Спасибо нашим родителям и учителям!
Грозовое облако
Ну если брать в общем и целом - то да, нас именно так и воспитывали. О дошкольном воспитании - не скажу плохо, сама и в яслях, и в саду росла, и как-то особо не болела, правда, сад был по тем временам - элитный. А вот школа - точно брала на себя основную задачу в становлении личности ребёнка. Тогда и учителя были именно воспитателями, помимо основного учебного процесса детям посвящали огромное количество времени - мы и на экскурсии в другие города ездили, и ходили в Театр, посещали выставки, из музеев не вылезали - развивались, короче. И этот багаж на всю жизнь остался. Школе я благодарна. Кружки, секции, внеклассная работа - здорово было! Про сегодня, думаю, такого родители не скажут - если нет материальной возможности - то и дети будут сидеть в Инете, копаться в гаджетах, получая массу абсолютно не нужной информации, калечащей детские души.
Ольга Токарева 
Против интернета я бы не стала так категорично высказываться. Интернет в наше время -это окно в мир. Я уже восемь лет пенсионерка и активно пользуюсь интернетом. Мне не надо где-то копаться в старых журналах, я могу узнать ответ на любой вопрос. Хватает времени и путешествия посмотреть , и музыку послушать(классику люблю).Аудиокниги -просто находка для меня. Я и не мечтала, что у меня в старости появится такой ящик, который будет для меня в нужное время и в дома. Детей надо ориентировать, направлять.
Грозовое облако
Ольга, так а кто говорит, что Интернет это плохо. Беда в том, что дети, в отличии от нас, взрослых, не умеют фильтровать информацию, то, что интересно нам с Вами, им даром не нужно. А вот открыв рот слушать Навального, а потом выходить на стачки в его поддержку-вот что страшно. И мы с Вами тут ничего им не внушим, уже не авторитеты мы для них, инстинкт толпы-все идут-и я пойду. А так-то Интернет-вещь хорошая. Для думающих людей.
Алла Божок 
А что, лучше слушать новоявленного царя и наместника Бога на земле Путина? И бояться в своей стране, в своем городе всего и всех, особенно полиции? Вернемся к царизму, империи. Действительно, глубоко в крови желание иметь царя и думать только так, как он дозволит...
Грозовое облако
Нет, не лучше. Я что, про Царя где-то писала? Тема о другом несколько, а Навального привела для примера, не более.
Елена Фаворина 
Конечно, бывали и перегибы. Но в целом, старались воспитывать детей правильно.
Ирина Алпатова
Были. Но мы почему-то не "перегибы" проработали и исключили, а систему снесли...
Елена Фаворина 
Согласна. У нас везде так. даже в песне пелось: "Весь мир насильем мы разрушим до основанья, а затем...."
Salakhova Tatyana
"Весь мир НАСИЛЬЯ мы разрушим. До основанья, а затем."
Галина Иванюгина 
Ээх,Елена Фаворина...Вот так и случается.Немного переврали слова и пошла цепная реакция недоразумений.И уже смысл песни-то другой.
Лично я горько ухмыляюсь словам этого же стихотворения:кто был НИКЕМ,тот станет ВСЕМ.Прямо хочется добавить:кто был НИЧЕМ.
Наталия Бабак
Насчёт того, что детей приходилось едва не трёх месяцев отдавать в ясли - это не самый лучший вариант для их здоровья. Помню, как мы забрали мою троюродную сестрёнку в очередной раз с конъюнктивитом из яслей, а заодно с её мамой понаблюдали, как нянечка вытирает одним и тем же носовым платком малышам рот после еды, сопли и слёзы, когда детки плачут. И это в период, когда в группе заболевание, не образующее иммунитета! А ещё там делалось "выветривание": открывали в дождливую погоду окна так, чтобы деток просквозило, они простудились и остались дома (или в больнице, тут как повезёт). Тогда нянечкам заботы меньше. Так что это на картинке всё красиво, а в жизни - не очень. Да и как будет чувствовать себя на работе мама, оторванная от такой крохи? Похоже, тогда была беда с детской психологией, потому что уж в 3 месяца ребёнок ещё очень сильно привязан к матери: он ведь совсем недавно был в утробе.
Данил Арутюнов
Натали, армянскую безотцовщину отдали с роддома в ясли, а потом детсад с ночёвками, школа с продлёнкой, потому что бабушка и мама были заняты работой, а затем твёрдый хорошист стал промышленным экономистом с двумя иностранными языками и собственным курсом делового английского языка. Кстати, отчество Леонидович в честь товарища Брежнева! Всем прекрасных выходных ,)))
Frida Ivnytska 
Да ещё и нянями работали мало образованные женщины
Душечка
Всё правда, воспитывали правильно, кружков было полно, приучали к труду и самостоятельности, и уважение к старшим, минус, что жили многие очень бедно, что детишек приходилось отдавать очень рано в ясли, и даже с ночёвкой или 5дневкой, потому что мамы выходили на работу, декретный отпуск был совсем короткий, сидеть с ребенком было некому, тогда все работали,везло тем, у кого были бабушки, поэтому дети часто болели, но медицина была хорошая, к детям внимательно относились, следили за их здоровьем.
Акалифа Кунти
Буллинг был, и еще какой. Было, конечно, во многом лучше, чем сейчас, но уж не так сусально, как тут расписали.
Галчона Владимировна
Конечно, времена были другие и не известно, какими выросли бы мы, если бы интернет был в то время. Но система воспитания была хорошая. Кружки, секции были бесплатными, ходи, пожалуйста, если нравится. Ответственности было больше. Мне нравилось то время.
Наталия Комлева
Насчет минимума свободного времени - почему именно продленка и кружки? Можно провести это время в библиотеке, например.
В школах была травля. Так что кое в чем автор соврал.
Нина Мешкова 
Правильно или не правильно воспитывали в Сов .время,но дети,подростки и молодежь всегда уступали место пожилым в общественном транспорте.А сейчас мотается старуха ,держась за поручень,около 20летнего паренька ,а он сидит и не видит вокруг ничего и никого....
Ульянкина Ирина 
Или встает старуха и уступает место дитятке. Сколько раз наблюдала подобную картину...
Татьяна S@
В общеми целом, за детьми государство присматривало хорошо. Кроме яслей. Считаю, что ранее трех лет детей от матери отрывать, даже таким «гуманным» образом, нельзя.
Frida Ivnytska 
Хорошо, если ребенку в школе попадался хороший учитель. А сколько тогда было самодуров? У меня первые два класса преподавала учительница с очень нервным характером.Орала на учеников. На меня она не орала. Если бы она такое в мою сторону позволила, то я бы родителям пожаловалась, потому что я их не боялась. Мои родители бы не стерпели этого. Но она на глазах нас детей, унижала тех кто не был успевающим учеником. Кроме того брала вятки с родителей не очень-то умных детей. До 5-го класса были они отличниками, а с пятого круглыми двоечниками. По всем дисциплинам учителей же не купишь.
А с 3-го по пятый класс был у нас учитель пьяница безразличный.После таких учителей в классе было много детей, которые не могли читать.
И только в пятом появились нормальные учителя.
татьяна горбунова 
Фрида,вы наверное в 90-х учились,это тогда взятки начали брать и стали нервными,когда зарплату годами не платили,а в советское время ....вряд ли такое было
Наталия Комлева
Увы, было. Хотя и не в таких масштабах, скорее всего.
Frida Ivnytska 
Я училас с 1960 до 1970 г. И тогда тоже любили подношения. У моей мамы денег не было подношения делать. Да и надобности не было. Нас было трое в семье. Мы все хорошо учились и занимались общественной работой и спортом.. У моих родителей проблем с нами не было.
Эмануэла
Да, действительно основные постулаты всегда будут актуальны. Но точно могу сказать что с истериками, капризами ребёнка вполне легко можно справиться не только при помощи наказаний, но и если подпитывать его организм добавками специальными. У нас это именно бэби формула омега-3 (рыбки). И ребёнку вкусно, и качество супер.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства