«CODA: Ребенок глухих родителей»: кино о принятии себя, других и выходе из зоны комфорта
12:00 31 марта 2022
Разбираемся в том, как устроен и о чем рассказывает недавний триумфатор «Оскара».
"CODA: Ребенок глухих родителей", реж. Шан Хейдер Кадр из фильма
Всерьез разбираться в том, чем
именно картина Шан Хейдер «CODA:
Ребенок глухих родителей» (2021), завоевавшая на последней церемонии вручения
наград Американской киноакадемии сразу три заветные статуэтки (включая победу в
самой престижной категории «Лучший фильм»), принципиально лучше других
оскаровских номинантов года, дело для российского обозревателя откровенно
неблагодарное, а потому разговор об этой ленте предпочтительнее вести
обособленно – в отрыве от сравнения ее с недавними премиальными конкурентами и
французским оригиналом «Семейство Белье» (2014).
В центре повествования – давшая
ему название CODA (с
англ. «child of deaf adult»
– «ребенок глухих взрослых») – старшеклассница Руби Росси, единственный
слышащий член провинциальной американской семьи глухих, в которую помимо нее
входят экстравагантные родители и старший брат Лео (всех троих играют глухие
актеры). Каждого из них давно кормит рыбный промысел, и Руби, будучи частью
этого бизнеса, в начале экранной истории даже не помышляет о том, чтобы
отделиться от родных и начать самостоятельную жизнь за рамками семейного дела,
однако внезапно вспыхнувшая сердечная привязанность неожиданно приводит девушку
в школьный хор, тот, в свою очередь, открывает в ней тягу к музыке и подлинный
вокальный талант, а с ними – долгую, но вполне осязаемую дорогу к карьере
профессиональной певицы.
Несмотря на то, что в фильме
четко очерчены три тематические линии – рыбный промысел (социальное занятие
глухих), отношения (личный фронт персонажей) и музыка (персональная отдушина
главной героини) – ключевая дилемма сценария сводится к тому, что Руби как
посредник между слышащими и неслышащими вынуждена разрываться между семейным
делом (долгом) и учебой (персональной мечтой). Будучи не вполне своей («здоровым изгоем») в семье и не вполне
своей («нездоровым изгоем») в школе,
в определенный момент девушка встает перед тяжелейшим выбором – бросить родных,
судьба которых в значительной степени зависит от нее, или пожертвовать собой,
своим призванием и будущим.
Позиция глухих членов семьи до
поры не способствует разрешению конфликта и лишь усложняет героине жизнь. Если
Руби и Лео на правах молодежи разными путями стремятся интегрироваться в мир
здоровых, то их родители (особенно – мать) опасаются этого движения,
предпочитая держаться друг друга и в стороне от остальных. Более того,
увлечение Руби музыкой и вокалом, по сути, воспринимается ими как предательство
или, по меньшей мере, отсутствие солидарности с семьей.
"CODA: Ребенок глухих родителей", реж. Шан Хейдер Кадр из фильма
Персональной целью в картине,
конечно, наделена не только Руби. Отец в силу своего статуса как может пытается
прокормить семейство и удержать его на плаву. Брат Лео изо всех сил стремится
доказать родным, что он взрослый мужчина, способный решать проблемы. Мать же
пуще всего боится отпускать дочку от домашнего очага в самостоятельное
плавание. При этом подлинная внутренняя необходимость у каждого из них одна,
общая: принять других членов семьи такими, какие они есть, и вырваться из тупиковой зоны комфорта,
дабы начать новую жизнь или, во всяком случае, перезапустить ее. В этом смысле
фильм де-факто повествует о том, каков на самом деле истинный потенциал и
свобода людей – как с ограниченными возможностями, так и без них.
В художественном смысле «CODA…» – вещь обычная и
необычная одновременно. В картине, представляющей собой очередную вариацию на
избитую тему драматического пути к американской мечте вопреки ударам судьбы,
хватает откровенно раздражающих – чисто «оскаровских» – сцен (а-ля коллективная
тренировка «собачьего дыхания» на уроке вокала), неправдоподобных сценарных
неувязок (Руби, будучи единственной слышащей из клана Росси, почему-то в
последний момент узнает о том, что ее глухую семью приехали интервьюировать
телевизионщики), а также клишированных голливудских штучек (вроде подросткового
буллинга в школьном коридоре или спонтанного соития в подсобном помещении,
продиктованного взаимным пробуждением животных инстинктов персонажей). С другой
стороны, полфильма на жестовом языке с форсированными субтитрами совсем не то,
что мы привыкли видеть в шорт-листах ключевых номинаций Американской
киноакадемии. В то же время специфический мир ленты, где глухие рыбаки отчаянно
пытаются свести концы с концами, не может не напоминать неблагополучной инаковостью своих маргинальных героев прошлогоднего
победителя «Оскара» – «Землю кочевников» (2020), повествовавшую о заокеанских
бродягах на колесах, путешествующих по стране в поисках лучшей доли.
"CODA: Ребенок глухих родителей", реж. Шан Хейдер Кадр из фильма
Симптоматично, что обе
оскаровские счастливицы последних лет – малоизвестные прежде режиссерки Шан
Хейдер и Хлоя Чжао – в своих сценариях значительное внимание уделили юмору.
Аналогичным образом поступил их именитый южнокорейский коллега Пон Чжун Хо,
взявший ранее статуэтку за «Лучший фильм» с нашумевшим блокбастером «Паразиты»
(2019), внутри которого социальная драма и триллер оказались мастерски спаяны с
черной комедией. В картине «CODA…»
юмор выполняет важнейшую интонационную функцию: комические элементы регулярно
вторгаются в бытовые, остросоциальные и лирические блоки сюжета, вовремя снижая
пафос и напряжение последних, благодаря чему действие протекает легко, а
история выглядит непринужденно.
"CODA: Ребенок глухих родителей", реж. Шан Хейдер Кадр из фильма
Но если юмор сближает «CODA…» с «Землей кочевников»
и «Паразитами», то определяющее значение звука очевидным образом отличает
работу Шан Хейдер от оскаровских победителей последних лет. В картине про мир
глухих музыка и вокал становятся неотъемлемым элементом не только формы, но и
содержания, двигающим сюжет вперед. А там, где в обычных фильмах мы привыкли
обнаруживать истошные крики, здесь слышен лишь шум летающих по воздуху пальцев
и шепот междометий. Наконец, в одной из ключевых сцен, когда школьный хор
выступает с отчетным концертом, звук внезапно исчезает вовсе, и мы, как и
родные Руби, пришедшие поддержать свою любимицу, буквально влезаем в шкуру этих
персонажей, оставаясь в полной тишине, наедине с тишиной. Тишиной, позволяющей
осознать, что перед нами прекрасная история взросления не только одной
удивительной девушки, но и всей ее очаровательной семьи.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)